ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
организована
в 1959 на базе Амурской и Дальневосточной ж. д. Управление - в г. Хабаровске.
Д. ж. д. пролегает в основном по терр. Приморского и Хабаровского краёв,
Сахалинской обл., Еврейской АО и незначительно по терр. Амурской обл. Дорога
граничит с Забайкальской ж. д. (ст. Архара), а также с ж. д. КНР
и КНДР. Эксплуатационная длина её в совр. границах (1970) 4300 км
или
3,2% от протяжённости всей сети страны.
Осн. направление дороги: Архара - Хабаровск,
Барановский - Владивосток, построено в 1893-97. За годы Сов. власти в р-нах
Д. Востока построены линии: Манзовка - Турий Рог (1933), Воло-чаевка
- Комсомольск-на-Амуре,< Манзовка - Варфоломеевка (1940),
Барановский - Краскино, Надеждинская - Су-чан- Сергеевка, Биробиджан -
Ленинск и нек-рые др. линии (1941), Комсомольск-на-Амуре (Пивань)
-
Советская Гавань (1947), Известковая-Ургал (1951) и её продолжение
до Чегдомына (в 1958), что позволило освоить ряд угольных месторождений
(Сучан,< Ургал и др.), создать выходы к морским портам, начать
освоение лесных богатств. месторождений жел. и полиметаллич. руд, способствовать
развитию рыбной пром-сти и т. д. Между ст. ж. д. Комсомольск-на-Амуре и
Пивань поддерживается связь паромом,а зимой - по ледовой ж. д. В состав
Д. ж. д. в 1963 вошла б. Южно-Сахалинская ж. д., обслуживающая Сахалинскую
обл. От остальной сети она изолирована, имеет узкую колею (1067 мм),
проходит
по вост. побережью от Корсакова до Тымовского и по западному от Шахты до
Ильинска и по соединительной линии Южно-Сахалинск - Холмск (Поляково).
В пунктах Владивосток,< Находка, Посьет, Ванино, Корсаков, Не-вельск,
Холмск, Поронайск дорога взаимодействует с морским транспортом, а в Комсомольске-на-Амуре
и Хабаровске - с речным транспортом. Грузооборот Д. ж. д. в 1970 составил
2,1% от всей ж.-д. сети. Более 95% грузооборота осуществляется электро-
и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота ввоз составляет 40% ,
вывоз 12% и местное сообщение 45%. Ввозит дорога металлы, уголь, нек-рые
строит. материалы,отд. виды нефте-продуктов, продукцию машиностроения,<
лёгкой и пищ. пром-сти и частично хлебные грузы, вывозит в основном
лесоматериалы, продукцию лесной пром-сти, рыбу, консервы.
Общий пассажирооборот в 1970 составил
1,4% всей ж.-д. сети страны.
Г. С. Райхер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я