ДАНТЕ
Алигьери (Dante Alighieri)
(май 1265, Флоренция,- 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил
из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д.,
испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы
"дольче
стиль нуово", воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал
её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаич. повествование
на итал. яз. составили первую в зап.-европ. лит-ре романизированную автобиографию
"Новая жизнь" (1292), где мистич. преображение действительности сочетается
с глубоким психологич. проникновением в живое чувство.
Д. активно участвовал в обществ. жизни
Флоренции, примкнув к партии "белых" гвельфов (в основном представлявших
торг.-ремесл. круги). После победы "чёрных" гвельфов (партии гор. дворянства)
Д.
был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302).
Позже отошёл от "белых" и стал, по его выражению, "сам себе партией". Начались
скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот
приговор был отменён в 19661). Последние 6 лет жизни Д. провёл в
Равенне.
К 1304-07 относятся трактаты Д. "О
народной речи" на лат. яз. и "Пир", включающий три канцоны, созданные раньше,
и являющийся первым образцом филос. прозы на нар. итал. языке. Изложение
вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта
нарушается лирич. элементом - страстными тирадами, не свойственными
этому жанру. В трактате "О народной речи" Д. говорит о родстве романских
языков и об итал. диалектах.
Междоусобная борьба во Флоренции и
войны между итал. городами, интриги папской курии, падение морального авторитета
церкви, личный опыт изгнанника, к-рому пришлось странствовать почти по
всей стране, осознание единства итал. нации - всё это привело к тому, что
Д. возложил надежды на герм. императора Генриха VII, вошедшего в
1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника
Римской империи, к-рому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха
поэт написал на лат. языке 3 послания (1310-11). В политич. трактате
"О монархии" (1312-13) на лат. яз. Д. защищает идеал всемирной монархии
как гос-ва, к-рое должно обеспечить земное благополучие людей.
Вершина творчества Д.- поэма "Комедия",
названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307, закончена
в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиц.
жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит
из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай".
Руководимый Вергилием (символ земного
разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество,
спускается в ад (мир осуждения) - подземную воронку, разделённую
на
9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления),
очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума)
возносится
в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних
песнях "Рая" Беатриче сменяет третий вожатый Д. - Бернар Клервоский, богослов-мистик
13 в.
В "Комедии" отчётливо проявляется переходный
характер творчества Д. Со средневековьем её связывает аллегорич. картина
неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католич. теологии.
Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия,
истории, науки и особенно политики и морали католич. догмы вступают в столкновение
с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес
Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности - основа его гуманизма.
Отвлечённым грехам Д. придаёт политич. и социальную окраску. Его волнуют
судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета
и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал
монархии. Д. размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает
их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким
состраданием и уважением.
Там, где Д. излагает схоластич. тонкости
(особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер,
но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт
облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников
"Ада"- трагич. фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, фарината,
Улисс, Уголино. Поэзия "Чистилища" посвящена лирич. изображению человеческих
чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В "Раю" же поэтизируются
отвлечённые филос. представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника,
тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный
Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие
характеры) и сам Д.- человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе
с тем чувствительный к людским страданиям. Д. выступает в поэме то как
личность, то как представитель человечества в целом.
Д.- создатель итал. лит. языка, в основу
к-рого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из
других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются
просторечие и торжеств. книжная лексика, живописность и драматизм. Д.,
как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая её
историч. чаяния. Он, по определению Энгельса,- "...последний поэт средневековья
и вместе с тем первый поэт нового времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Д. оказало огромное влияние на
развитие итал. лит-ры и европ. культуры в целом. Ему посвящена обширная
лит-pa. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН
СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.
Соч.: Le opere, testo critico della
Societa dantesca italiana, a cura di M. Barbi [e. a.], Firenze, 1921; Tutte
le opere, a cura di F. Chiapelli, Mil., 1965; La divina cpmme-dia, a cura
di N. Sapegno, v. 1 - 3, Firenze, 1955-57; в рус. пер. - Божественная комедия,
пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова,
В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Со-лоновича, А. Габричевского, М., 1968;
Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.
Лит.: Веселовский А. Н., Данте,
в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство
эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2
изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал.,
под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под
общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Голенищев-Кутузов
И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М.,
1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей], М., 1967; Дантовские
чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы, [в. 1 - 2], М., 1968-71
(см. библ. советской дантоло-гии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1); Алексеев М.
П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму,
Л.,1970: Vossler К., Die Gottliche Komodie. Bd 1-2, Heidelberg, 1907-10;
Сarducci G., Dante e 1'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna,
1908; Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi
В., Dante e la cultura medievale, 2ed., Bari, 1949; Renaudet A., Dante
humaniste, P., 1952; Apollonio M., Dante. Storia della "Commedia", 2 ed.,
pt 1 -2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commen-to
della "Divina Commedia", Firenze, 1955; Croce В., La poesia di Dante, [9
ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Gu-ida a Dante, Firenze, 1962; Aerbасh E.,
Studi su Dante, Mil., 1963;Atti del Congresso internazionale di studi danteschi,
v. 1-2, Firenze, 1965-66; Pagliarо A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla
Divina commedia, t. 1 - 2, Messina -Firenze, [1967]; Rоssi M., Problematica
della Divina commedia, Firenze, 1969.
Библиографические издания: Данте в
СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918 - 1964, сост.
И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.
Н. Г. Елина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я