ДАО
одна из важнейших категорий
китайской философии. Букв. значение термина "Д."-"путь"; Конфуций и ранние
конфуцианцы придали ему этич. значение, истолковав как "путь человека",
т. е. нравств. поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии
даосизма
термин
"Д." приобретает уже не этическое, а онтологич. значение, причём под ним
понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная
и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства
термин
"Д." большей частью отождествляется с термином "ли" ("принцип")
и
противопоставляется материальному субстрату "ци". Основатель рационалистич.
системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность
Д. человека и окружающего мира.
Лит.: Конрад Н. И., Философия
китайского Возрождения, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Быков Ф. С.,
Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966;
Fung Yu1an, A history of Chinese philosophy, v. 1 - 2, Princeton, 1952
- 53. В. А. Рубин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я