ДВИГАТЕЛЬ

ДВИГАТЕЛЬ энергосиловая машина,преобразующая
какой-либо вид энергии в механич. работу. В зависимости от типа Д. работа
может быть получена от вращающегося ротора, возвратно-поступательно движущегося
поршня или от реактивного аппарата. Д. приводят в действие рабочие машины,транспортные
средства сухопутного, водного,< воздушного и кос-мич. назначения,
производственно-тех-нологич. установки, коммунальные и бытовые приборы
и т. п. Д., непосредственно преобразующие природные энергетич. ресурсы
(топливо, энергию ветра, воды и др.) в механич. энергию, наз. первичными
(паровые, ветряные, гидравлич. и др.). Наибольшую группу среди первичных
Д. составляют тепловые двигатели, использующие химическую энергию
топлива или атомную энергию. Д., преобразующие энергию первичных Д. в механич.
работу, наз. вторичными (электрич.,< пневматич., нек-рые типы гидравлич.
и др.). Устройства, отдающие накопленную механич. энергию, также относят
к Д. (инерционные, пружинные, гиревые механизмы). По назначению
Д. разделяют на стационарные, т. е. установленные неподвижно; передвижные,
используемые на движущихся рабочих машинах; транспортные, применяемые на
различных видах транспортных средств.


Первым в истории человечества механич.
Д. было водяное колесо, применявшееся для оросит. систем в странах Др.
Востока, в Египте, Китае, Индии. В ср. века водяные колёса получили распространение
в странах Европы как энергетич. база мануфактурного произ-ва. В этот же
период широко применялись ветряные Д. Примерно с 13 в. предпринимались
попытки создания вечного двигателя.


Переход к машинной технике, начавшийся
с середины 18 в., требовал создания Д., не зависящих от местных источников
энергии (воды, ветра и т. п.). Первым Д., использующим тепловую
энергию топлива, была поршневая пароатмо-сферная машина прерывного действия,появившаяся
в кон. 17 - нач. 18 вв. (проекты франц. физика Д. Папена и англ. механика
Т. Севери, усовершенствованные в дальнейшем Т. Ньюкоменом в Англии и М.
Тривальдом в Швеции). Паро-атмосферные Д. значит. распространения
не получили. Проект универсального парового Д. был предложен в 1763 рус.
механиком И. И. Ползуновым, к-рый сдвоил в своей машине цилиндры,
получив Д. непрерывного действия. Вполне развитую форму универсальный тепловой
Д. получил в 1784 в паровой машине англ. механика Дж. Уатта.
Внедрение
паровых машин обусловило независимость размещения пром. произ-ва от природных
источников энергии и привело к быстрому развитию пром-сти на новой энергетич.
основе. К 1880 мощность использовавшихся в мировом х-ве паровых машин превысила
26 млн. квт (35 млн. л. с.).


Во второй пол. 19 в. в процессе дальнейшего
совершенствования энергетич. базы произ-ва были созданы два новых типа
тепловых Д.: паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания
(Д.
в. с.). В паровых турбинах, получивших распространение после 1884
(патенты англ. учёного Ч. Парсонса, швед. изобретателя К. Лаваля),
энергия пара преобразуется в энергию вращающегося вала без кривошипно-шатунного
механизма. Паровые турбины открыли широкие возможности наращивания мощности
единичного агрегата и стали основным Д. крупных электрич. станций. С нач.
20 в. мощность паровых турбин непрерывно увеличивается, достигнув в 60-х
гг. 20 в. 1200 Мвт в одном агрегате.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я