Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ДВИГАТЕЛЬ

Первый практически пригодный Д. в. с. был сконструирован в 1860 франц. механиком Э. Ленуаром. В 1876 Н. Отто в Германии создал более совершенный 4-тактный газовый Д. По сравнению с паровой машиной Д. в. с.,<

ДВИГАТЕЛЬ

Первый практически пригодный Д. в. с. был сконструирован в 1860 франц. механиком Э. Ленуаром. В 1876 Н. Отто в Германии создал более совершенный 4-тактный газовый Д. По сравнению с паровой машиной Д. в. с.,<

ДВИГАТЕЛЬ

Первый практически пригодный Д. в. с. был сконструирован в 1860 франц. механиком Э. Ленуаром. В 1876 Н. Отто в Германии создал более совершенный 4-тактный газовый Д. По сравнению с паровой машиной Д. в. с.,< освобождённый от парокотельного агрегата,
имел более высокий кпд, был более простым и компактным Д. В 1897 нем. инж.
Р. Дизель, работая над повышением эффективности Д., предложил Д.
в. с. с воспламенением от сжатия (см. Дизель). Дальнейшее усовершенствование
этого Д. позволило применить в качестве дешёвого топлива нефть, в результате
чего Д. в. с. становится экономичным стационарным Д. В то же время Д. в.
с. получает широкое распространение на транспорте. В 60-е гг. 20 в. ок.
80% суммарной мощности всех существующих Д. падает на долю транспортных
(см. Автомобильный двигатель, Судовой двигатель). Например, общая
мощность автомобильных Д. во всех странах мира превысила 11 млрд. квт
(15
млрд. л. с.).



Параллельно с развитием тепловых Д.
совершенствовалась конструкция первичных гидравлич. Д., особенно гидротурбин
(проекты франц. инж. Б. Фурнерона, амер. А. Пелтона, австр. В. Ка-плана
и др.). Создание мощных гидротурбин позволило строить гидроэнерге-тич.
агрегаты большой мощности (до 600 Мвт) к создавать крупные ГЭС в
местностях, где имеются большие реки, водопады и т. п.


Важнейшие сдвиги в развитии энерге-тич.
базы пром. произ-ва были связаны с изобретением и применением двигателей
электрических.
В 1831 англ. физик М. Фарадей открыл явление электромагнитной
индукции, а в 1834 рус. учёный Б. С. Якоби создал первый электрич. Д. постоянного
тока, пригодный для прак-тич. целей. Однако только с 70-х гг. 19 в. Д.
постоянного тока получают широкое применение благодаря созданию источников
дешёвой электроэнергии (генераторов постоянного тока) и усовершенствованию
конструкции Д. электротехниками А. Пачинотти в Италии и 3. Граммом в
Бельгии. В 1888-89 рус. инж. М. О. Доливо-Доброволъскии создал трёхфазную
короткозамкнутую асинхронную электрич. машину (см. Асинхронный электродвигатель).
В
последующие годы конструкция электрич. машин совершенствовалась, были созданы
электрич. Д. в широком диапазоне мощностей - от долей вт
до десятков
Мвт.
Асинхронные электрич. Д. просты в изготовлении, надёжны в эксплуатации,
что обусловило их широкое распространение в пром-сти.
Электропривод
в
20 в. стал осн. фактором развития энергетики, обусловив постепенное её
расчленение на две самостоятельные системы. Первичные Д. (напр., турбогенераторы,
гидрогенераторы) концентрируются преимущественно на тепловых электростанциях
и ГЭС, а электрич. Д. образуют параллельную систему конечных приёмников
тока, установленных на предприятиях различных отраслей народного х-ва.
Электрич. Д. получают также широкое применение в бытовом обслуживании (швейные,
стиральные, кухонные машины, холодильники, электробритвы и т. п.).


В первой пол. 20 в. были созданы новые
типы практически пригодных тепловых Д.- газовая турбина, реактивный
двигатель, ядерная силовая установка.
Газовые турбины стали основой
авиац. двигателестроения (см. Авиационный двигатель), распространяются
в локомоти-востроении (газотурбовозы), на автомобилях и т. д. Реактивные
Д. позволяют реализовать огромные мощности в одномагрегате. Суммарная мощность
Д. ракеты, к-рая в 1961 вывела на орбиту первый космич. корабль "Восток",
пилотируемый Ю. А. Гагариным, составляла 14 млн. квт (ок.
20 млн. л. с.), что примерно равно мощности всех электростанций
СССР в 1948. Мощность Д. ракеты-носителя "Протон" (1965-68) превышала
45 млн. квт (ок. 60 млн. л. с.) (см. также Ракетный двигатель).


В пром-сти СССР св. 85% мощности сосредоточено
в электрич. Д. и установках. В с. х-ве в 1968 на долю Д. в. с. приходилось
ок. 90% общей мощности Д. (см. Тракторный двигатель). Мощность Д.
в нар. х-ве СССР непрерывно растёт. В 1967 мощность выпущенных Д. увеличилась
по сравнению с 1960 в 1,8 раза и составила по паровым и гидравлич. турбинам
14,7 млн. квт, по дизелям (без автотракторных) 11 млн. квт. В
том же 1967 было выпущено св. 5 млн. электрич. Д. суммарной мощностью ок.
30 млн. квт.


Для обеспечения сложных по режиму условий
работы применяется комбинирование Д. различных типов, напр. паровые турбины
устанавливаются совместно с Д. в. с. или газовыми турбинами, разрабатываются
проекты комбинированных ракетных Д., в к-рых сочетаются реактивные и жидкостные
ракетные Д. (напр., тур-боракетные или ракетно-прямоточные).


Рост энергосистем, комплексная механизация
и автоматизация произ-ва, совершенствование транспорта, расширение космич.
исследований определяют пути дальнейшего развития Д. Непрерывно увеличивается
мощность первичных Д. электрических станций, совершенствуется их конструкция,
ведутся работы по созданию установок термоядерного синтеза, Д. внешнего
сгорания, новых типов ракетных двигателей (ионных, плазменных, фотонных
и др.). Для транспортного двигателестроения важными являются работы по
созданию экономичных роторных беспоршневых и роторно-поршневых Д. в. с.
(см., напр., Ванкеля двигатель), электрич. автомобильных и малогабаритных
атомных Д. За рубежом (США) ведутся работы по использованию для автомобильного
транспорта Д. внешнего сгорания (см. Стирлинга двигатель) в комбинации
с электрич. Д. Важнейшим направлением развития энер-гетич. техники во второй
пол. 20 в. является преобразование хим. и тепловой энергии топлива при
помощи топливных элементов и магнитогидродинамических генераторов
непосредственно
в электрич. ток для питания Д. Развитие атомной энергетики, реактивной
техники, безмашинных генераторов тока в соединении с Д. большой мощности
откроет новые перспективы в развитии производит. сил общества.

Лит.< см.
при статьях об отдельных видах двигателей. А. А. Пархоменко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я