ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
машина,
преобразующая электрич. энергию в механическую. Д. э. - осн. вид двигателя
в пром-сти (см. Электропривод), на транспорте (см. Тяговый электродвигатель),
в
быту и т. д. По роду тока различают постоянного тока электродвигатели,
осн.
преимущество к-рых заключается в возможности экономичной и плавной регулировки
частоты вращения, и двигатели переменного тока. К последним относятся:
синхронные
электродвигатели, у к-рых частота вращения жёстко связана с частотой
питающего тока; асинхронные электродвигатели,
частота вращения к-рых
уменьшается с ростом нагрузки; коллекторные электродвигатели с плавной
регулировкой частоты вращения в широких пределах. Наиболее распространены
асинхронные Д. э.; они просты в произ-ве и надёжны в эксплуатации (особенно
короткозамк-нутые). Их гл. недостатки: значит. потребление реактивной
мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих
мощных электроприводах применяют синхронные Д. э. В тех случаях, когда
необходимо регулировать частоту вращения, пользуются Д. э. постоянного
тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее
надёжные коллекторные Д. э. переменного тока. Мощность Д. э. от десятых
долей вт до десятков Мвт. Различают Д. э. в открытом исполнении,
в к-рых вращающиеся и токоведущие части защищены от случайного прикосновения
и попадания посторонних предметов; в защищённом исполнении (в т. ч. капле-
и брызгозащищённые); закрытые (пыле- и влагозащищённые) и
герметичные; взрывобезопасные, в к-рых пламя не выходит за пределы двигателя
при взрыве газов внутри него.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я