ДВИЖЕНИЕ
способ существования
материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д.- "...это изменение
вообще" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
20, с. 563), всякое взаимодействие материальных объектов.
Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей
Китая, Индии, Греции. Др.-греч. философы (Милетская школа, Гераклит,
Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей - воду, апейрон,
воздух, огонь, атомы - как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель
считал, что "незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы"
("Физика", Ш 1, 200 в.; рус. пер., М., 1936). Понимание Д. как способа
существования материи отчётливо формулируется в 18 в. англ. философом Дж.
То-ландом и затем франц. материалистом П. Гольбахом, однако само
Д. понималось ими лишь как механич. перемещение и взаимодействие. Глубокие
идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны объективными
идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель
преодолевает представление о Д. как о только механич. перемещении и формулирует
общие законы Д.- закон перехода количеств. изменений в качественные,закон
борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Новый и высший этап в понимании Д.
в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом
и Ф. Энгельсом диалектического материализма; дальнейшее развитие
это учение о Д. получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектич. материализм
по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости
и неразрушимости движущейся материи: "Материя без движения так же немыслима,
как
и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо,
как и сама материя..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости
и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих
открытий естествознания 19- 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма
свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи
и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему "прикладывается"
Д., не есть бессодержательное "подлежащее" к сказуемому "двигаться", а
есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. "Сказать ли:
мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого
дело не изменяется" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 286). Наряду
с материальностью, осн. характеристиками Д. диалектич. материализм считает
его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий
покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет
собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутр. содержание
всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве
двух противоположных моментов - изменчивости и устойчивости, Д. и покоя.
В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно
устойчивого, пребывающего в определённом состоянии. Однако само
это изменение в то же время есть также определённое состояние, к-рое пребывает,
сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом
единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость,
ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой
лишь фиксируют достигнутое в этом процессе.
Д. материи многообразно по своим проявлениям
и существует в различных формах. Классификация осн. форм Д. связана с различением
неорганич. материи, биологич. и социальной сфер. Д. может происходить по
восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к
высшему; такое Д. называется развитием. Д. может идти и по нисходящей
линии, к более простым формам, т. е. быть регрессивным.
Д. происходит в пространстве и времени,
к-рые,как
установила теория относительности, суть лишь относит. "стороны" единой
формы существования материи - пространства-времени (см.
Относительности
теория).
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 29 (см. Предметный указатель); Гегель Г. В. ф., Философия
природы, Соч., т. 2, М.-Л., 1934; Свидерский В. И., Противоречивость движения
и её проявления, Л., 1959; его же, Нек-рые вопросы диалектики изменения
и развития, М., 1965; Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности
и развитии, М., 1966;
Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения,
М., 1966; Структура и формы материи. [Сб. ст.], М., 1967. В. И. Свидерский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я