ДВОЙНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
в социалистических
государствах порядок подчинённости органов гос. управления, при к-ром нижестоящие
органы действуют под одновременным и непосредств. руководством как соответствующего
местного представительного органа гос. власти (или органа управления общей
компетенции), так и вышестоящего органа общей (или спец.) компетенции.
Напр., в СССР областное управление с. х-ва работает непосредственно под
руководством исполкома обл. Совета депутатов трудящихся и министерства
с. х-ва соответствующей союзной республики. Двойное подчинение, писал В.
И. Ленин, необходимо там, где надо учитывать действительно существующие
неизбежные различия. "Земледелие в Калужской губернии не то, что в Казанской.
То же относится ко всей промышленности. То же относится ко всему администрированию
или управлению" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 198).
Д. п. применяется на различных уровнях
управления. Ст. 101 Конституции СССР устанавливает, что исполнительные
органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчётны как избравшему
их Совету депутатов трудящихся, так и исполнительному органу вышестоящего
Совета депутатов трудящихся. Согласно ст. 52 Конституции РСФСР,< союзно-республиканские
министерства РСФСР руководят порученными им отраслями государственного
управления РСФСР, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующим
союзно-республиканским министерствам СССР. Аналогичные статьи содержатся
и в конституциях др. союзных республик. В силу Д. п. вышестоящие органы
по отношению к нижестоящим имеют право: направлять и контролировать их
деятельность; избирать или назначать руководящий состав этих органов; отменять,приостанавливать
и изменять правовые акты, принятые этими органами. Юридически Д. п. закрепляется
обычно в положении об органе управления, находящемся в Д. п. В. Г. Вишняков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я