ДВОРЖАК
(Dvorak) Антонин
(8.9.1841, дер. Нелагозевес на Влтаве, близ Праги,- 1.5.1904, Прага),
чешский композитор. В детстве Д. воспринял нац. муз. традиции, занимаясь
с местным учителем (церк. органистом и композитором, т. н. кантором);
в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фп.
и органе), в 1857-58- в Пражской органной школе. Играл на альте
в одном из пражских камерных оркестров, с 1862- в оркестре "Временного
театра". Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чеш. нар.
песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер
музыки и патриотич. тематика кантаты "Гимн" (текст В. Галека "Наследники
Белой Горы", соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой
публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, к-рый высоко ценил творчество Д.
и содействовал изданию его произв. Среди сочинений Д. 1870-х гг. неск.
опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев"
для оркестра, к-рыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом).
В 1880-е гг. им написано большинство крупных произв.: 4 симфонии, концерт
для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882)
и
"Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила"- первая в чеш. музыке
(1886), а также камерно-инструментальные и хоровые соч., 2-я серия
"Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано
с идеей борьбы чеш. народа, подвигами нац. героев. В 1888 Д. познакомился
в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию,
выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений.
В 90-е гг. 19 в. началась обществ.-пед. деятельность Д. (среди учеников
- В. Но-вак, О. Недбал и Й. Сук). Д.- почётный
'• доктор
философии Карлова ун-та, чл. Чеш. академии наук и иск-в (1890),
с 1891 проф. Пражской консерватории, с 1901- её директор, в 1892-95 (с
перерывом) директор Нац. консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в
США обогатило Д. впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней,
наиболее
зрелой, героико-драматич. 9-й симфонии - "Из Нового Света" (1-е исполнение
- Нью-Йорк, 1893); в ней использованы нек-рые негритянские и индейские
мело-дич. и ритмич. обороты в сочетании с элементами слав., чеш. песенности.
Один из основоположников чеш. нац. муз.классики, Д. вслед за Б.
Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (циклы
из 6 фп. дуэтов "Из чешского леса", фп. пьесы "Поэтические картины"),
сказочные
нар.-поэтич. мотивы (опера "Чёрт и Кача", 1899, симф. поэмы на сюжеты чеш.
нар. сказок и легенд-" Водяной ", "Полуденница",
"Голубок", 1896,
"Богатырская песнь", 1897, и др.).
Оперы Д. составляют основу чеш. нац.
оперного репертуара. Ему принадлежат нар. бытовые оперы "Упрямцы" (1874)
и
"Хитрый крестьянин" (1877); лирич. опера-сказка "Русалка" (пост.
1901- одна из популярнейших чеш. опер); "Якобинец" (пост. 1889);
"Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из рус. истории, но с идеализированным образом
Самозванца); "Армида" по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее
значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симф.
и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар.
песни в крест. устной традиции особенно ярко проявилась в обработках нар.
славянских (чеш., словацких, серб., польск., укр.) танцев-"Славянские
танцы" (для оркестра и для фп. дуэта) и "Славянские рапсодии",
в
к-рых отразилось интонационно-ритмич. своеобразие муз. творчества славянских
народов. Связи со славянской песеннотанцевальной музыкой ощущаются и в
многочисл. камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио "Думки").
Ярко нац. по колориту соч. Д., органически впитавшего и претворившего
типические особенности песенного и танц. чешского фольклора, отличаются
стройностью формы, мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии,
красочностью
инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом,
юмором.
С
1963 в Чехословакии на ежегодных Междунар. фестивалях "Пражская весна"
проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собр. муз. соч.
издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в нач. 1970-х гг.).
Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые соч. (в т. ч. месса,
реквием), 9 симфоний, 5 симф. поэм (1896-97), 5 увертюр,
серенада
для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фп. (1876),
скрипки (1880)
и виолончели (1895), инструментальные
и вокальные ансамбли; фп. пьесы,< хоры, песни.
Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак,
"Советское искусство", 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М.- Л.,
1949; его же, Последняя симфония Дворжака, "Музыкальная жизнь", 1969, №
6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М-, 1960; Лушина Я.,
Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы,
примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак.
Сб. статей, М., 1967; .5 о-urek О., 2ivot a dilo Antonina Dvoraka, sv.
1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.
И. Ф. Бэлза.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я