Илл. см. на вклейках - к стр. 24 и табл. I (стр. 48-49).
Лит.: ">
обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра ("Звезда", пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищно-стью утомительный будничный труд ("Экзамен танца", пастель, 1880, частное собрание Нью-Йорк). Произв. Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной обладающей динамич. фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость),сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусств, света. Напряжённый характер обретают произв. Д. 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные гл. обр. пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством ("Голубые танцовщицы"-, пастель, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). В кон. 1880-х - нач. 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластич. цельность и конструктивность фигуры. Илл. см. на вклейках - к стр. 24 и табл. I (стр. 48-49). Лит.: обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра ("Звезда", пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищно-стью утомительный будничный труд ("Экзамен танца", пастель, 1880, частное собрание Нью-Йорк). Произв. Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной обладающей динамич. фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость),сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусств, света. Напряжённый характер обретают произв. Д. 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные гл. обр. пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством ("Голубые танцовщицы"-, пастель, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). В кон. 1880-х - нач. 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластич. цельность и конструктивность фигуры. Илл. см. на вклейках - к стр. 24 и табл. I (стр. 48-49). Лит.:
ДЕГА обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра ("Звезда", пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищно-стью утомительный будничный труд ("Экзамен танца", пастель, 1880, частное собрание Нью-Йорк). Произв. Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной обладающей динамич. фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость),сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусств, света. Напряжённый характер обретают произв. Д. 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные гл. обр. пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством ("Голубые танцовщицы"-, пастель, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). В кон. 1880-х - нач. 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластич. цельность и конструктивность фигуры. Илл. см. на вклейках - к стр. 24 и табл. I (стр. 48-49). Лит.:
i>Тугендхольд Я., Эдгар Дега
О.В.Мамонтова.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
ДЕГА
и его искусство, М., 1922; [3 е р н о в Б. А.], Дега.[Альбом],Л. - М.,
1965; Русакова Р., Дега, М., [1968]; Lemoisne P. A., Degas et son ceuvre,
v. 1-4, P., 1946-48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L'opera completa
di Degas, Mil., 1970.