ДЕЙНЕКА

ДЕЙНЕКА Александр
Александрович [8(20). 5. 1899, Курск, - 12.6.1969, Москва], советский живописец,
нар. худ. СССР (1963), действит. член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-1966),
Герой Социалистического Труда (1969). Чл. КПСС с 1960. Учился в моек. Вхутемасе
(1920-25)уВ.А.Фаворского и И. И. Нивинского. Чл.-учредитель об-ва ОСТ.
В
ранний период (20-е гг.) работал гл. обр. в области журнальной графики.
Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших
характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда,
техники, гор. жизни, спорта, Д. стремился выразить мироощущение нового,
сов. человека. Его почти монохромные произв. 20-х гг. отличаются выразительностью
монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном
сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространств, планов, графически
чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому,
то бурному ритму труда, инж. логика ажурных строит, конструкций и сама
техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны ("На стройке
новых цехов", илл. см. т. 4, табл. XVI). В этот же период Д. создал
своё лучшее произв. на историко-революц. тему - картину "Оборона Петрограда"
(1928, Центр, музей Вооруж. Сил СССР, Москва), в к-рой нашла выражение
суровая героика Гражд. войны 1918 - 20. В 30-е гг. в творчестве художника
нередко появляются лирич. мотивы ("Мать", 1932, Третьяковская гал.). Сюжеты,
динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произв.
Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости
жизни и созидательного труда сов. людей; произв., посвящённые теме (порта,
приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физич. и
духовное здоровье сов. общества и сов. человека ("Донбасс. Обеденный перерыв",
1935, Художеств, музей Латв. ССР, Рига; "Будущие лётчики", 1938, Третьяковская
гал.).


А. А. Дейнека. "В Донбассе". Рисунок для
обложки журнала "У станка". Тушь, гуашь. 1925. Третьяковская галерея. Москва.


Остротой наблюдений и социальных характеристик
отличаются произв., выполненные Д. на основе впечатлении от поездок по
США, Франции, Италии в 1934-35 ("Улица в Риме", 1935, Третьяковская гал.).
В годы Великой Отечеств, войны Д. создал проникнутую героич. пафосом картину
"Оборона Севастополя" (1942, Рус. музей, Ленинград; илл. см. т. 3, вклейка
к стр. 40) и суровые, драматич. пейзажи ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года",
1941, Третьяковская гал.). В послевоенный период Д. вновь обращается к
темам и образам, найденным в 1920-30-е гг. ("У моря", 1956-57, Рус. музей).
Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана
с его станковыми работами (панно и росписи в Центр, театре Сов. Армии,
1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики-плафоны станций моек, метрополитена "Маяковская",
1938-39, и "Новокузнецкая", 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Моск. Кремле,
1960-61; мозаики "Хорошее утро", "Хоккеисты", 1959-60, "Красногвардеец",
"Доярка", 1962, -Ленинская пр., 1964). Д. много работал в области станковой
графики (серии -"Севастополь", 1932-34, Третьяковская гал. и Рус. музей,
"Москва военная", 1946, Третьяковская гал.,-обе акварель, гуашь; и др.),
создавал плакаты ("Физкультурница", 1933), илл., а также скульпт. работы.
Преподавал (проф. с 1940) в моек. Вхутеине (1928-30), Моск. полиграфич.
ин-те (1928-34), Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (1934-46 и 1957-63),
Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945-1952, директор в 1945-48),
Моск. архит. ин-те (1953-57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового
Красного Знамени и медалями.


Илл. см. на вклейках - к стр. 25 и табл.
II (стр. 48-49).


Соч.: Из моей рабочей практики, М., 1961;
Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова,
ндр.], М., 1961.


Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, М.,
1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], М., 1969; Konecny D., A. Dejneka,
Praha, 1961. М. Н. Яблонская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я