ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ объективная реальность
как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических
явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности,
в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось
уже в антич. философии: противопоставление "мира по мнению" и истинного,
т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного
мира - мира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом
Д. выступал чувственно воспринимаемый мир, к-рый оказывался реализацией
вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность). Эта
трактовка была воспринята ср.-век. католич. мыслителем Фомой Аквинским.
В философии нового времени 16-18 вв. Д. истолковывалась как наличное бытие,
существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных
тел. Д. в трактовке философов нового времени - Т. Гоббса, Р. Декарта ц
др.- приобретает абстракт-но-механич. и геометрич. характер. И. Кант рассматривал
проблему Д. как теоретико-познавательную; критерием Д. для Канта является
чувств, восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Д., объективный
мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистич.
толкования Д. как одной из ступеней самопознания абс. духа, Л. Фейербах
отстаивал взгляд на неё как на чувств, данность в пространстве и времени,
к-рая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив,
сама придаёт ему истинность. Совр. неотомизм возрождает ср.-век. трактовку
Д., связывая её с понятиями акта и потенции; Д. есть становящееся бытие,
реализующее "чистые" формы. В экзистенциалистско-персона-листском направлении
филос. мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного
и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Д. упртребляется
в смысле непо-средств. жизненной сферы - человеческих переживаний, выбора,
решения и т. д.; это -подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически,
в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-историч., человеч.
Д. трактуется субъективистски.


В марксистской философии понятие Д. в смысле
подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую
Д. марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции,
законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как
объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи
специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения
Д. и видимости, критерием истинности мышления: "П рактика выше (теоретического)
познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной
действительности" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 195).
А.
П. Огурцов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я