ДЕЛАКРУА

ДЕЛАКРУА (Delacroix) Фердинанд Виктор
Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа,-13.8.1863, Париж), французский
живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование.
В 1816-22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с
Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись
старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался совр. англ,
живописью (Дж. Кон-стебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным
темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно
вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтич. школы,
ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революц. тенденций.
В 1822 выставил картину - "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", Лувр, Париж),
полную эмоционального накала и мрачного, трагич. пафоса. Картиной "Резня
на Хиосе" (1823 - 24, Лувр) Д. откликнулся на совр. события, изобразив
страдания греков под тур. игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием
к бедствиям греч. народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости
и насилия, а также и против поощрения турок франц. политикой на Балканах.
Гражд. позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи
(под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах)
вызвали яростные нападки реакц. критики. В картине "Греция на развалинах
Миссолун-ги" (1827, Музей изящных иск-в, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе
греков за нац. независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни
офиц. акаде-мич. живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое
иск-во, проникнутое гуманистич. пафосом, духом активного действия и борьбы.
Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные
приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит
со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов,
мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко
обращался к произв. У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта ("Тассо
в доме умалишённых", 1824, Художеств, музей, Вин-тертур; "Казнь дожа Марино
Фальеро", 1826, собр. Уоллес, Лондон; "Смерть Сар-данапала", 1827, Лувр;
"Убийство епископа Льежского", 1829, Музей изящных иск-в, Лион); в литографиях
на темы "Фауста" (1827-28) и "Гамлета" (1834-1843) Д. выразил тончайшие
оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.


Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.


В 1830 под непосредств. впечатлением Июльской
революции Д. написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода
на баррикадах", Лувр; илл. см. на вклейке к ст. Исторический жанр).
Изобразив
реальных участников восстания рядом с аллегорич. фигурой Свободы, он создал
величеств, образ нар. революции, где воедино слиты героич. действительность
и прекрасная романтич. мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на
темы Великой франц. революции ("Буасси д'Англа в Конвенте", Музей изящных
иск-в, Бордо; "Мираоо и Дрё-Брезе", Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген).
В батальных композициях ("Битва при Пуатье", 1830, Лувр; "Битва при Нанси",
1831-34, Музей изящных иск-в, Нанси; "Битва при Тайбуре", 1837, Нац. музей
Версаля и Трианонов, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), посвящённых событиям
нац. истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его
участников, но и передал драматич. напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются
массы воинов.


Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко,
Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин ("Алжирские
"женщины", 1833-34, и "Еврейская свадьба в Марокко", 1839,- в Лувре; "Арабские
комедианты", 1848, Музей изящных иск-в, Тур; "Львиная охота в Марокко",
1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены
поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров.
Реалистич. завоевания Д. ярко выразились в его психологич. портретах(автопортрет,
1829, портрет Ф. Шопена, 1838,- в Лувре)и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи
(росписи Бур-бонского, 1833-47, и Люксембургского, 1845-47, дворцов, Старой
ратуши, 1849-53, галереи Аполлона в Лувре, 1849-51, церкви Сен-Сюльпис,
1849-1861,- в Париже), так же как его многим картинам 1840-50-х гг. на
ист., религ. и мифологич. сюжеты ("Правосудие Тра-яна", 1840, Музей изящных
иск-в, Руац; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1840-41, Лувр; "Битва
св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных иск-в, Гренобль), присущи
высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористич.
великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности,
субъективности, подчас преувеличенной патетики.


Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой
живописи 19 в. благодаря его героич. свободолюбивому духу, драматич. ощущению
противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности
живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность;
в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнит,
тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов.
Дневник Д. (к-рый он вёл с 1822), его статьи и много-числ. письма содержат
критику бурж. цивилизации, размышления об иск-ве, характеристику творчества
художников прошлого и современности.


Илл. см. на вклейке к стр. 57.


Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых
художниках, пер. с франц., М.,1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т.
1 - 2, М., 1961.


Лит.: [Кожина Е. Ф.]. Эжен Деля-круа.
[Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix,
v. 1 - 3, P., 1926 - 29; Н и у g h e R., Delacroix, L., 1964. С. В.
Морозова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я