Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО издание
правительствами бурж. стран по уполномочию парламента нормативных актов,
имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанав-ливающей деятельности
правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных
полномочий в пользу правительства. Акт Д. з. издаётся по вопросам, входящим
в исключит, компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д. з. могут
как сами пр-ва, так и любые подчинённые им исполнит, ведомства (министерства,
департаменты, управления, бюро и т. д.). Делегация за-конодат. полномочий
парламентом пр-ву может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон,
в к-ром указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает
право издания актов в порядке Д. з.) или косвенно (парламентский закон
составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей
нормоустанавливающей деятельности исполнит, органов власти невозможно).


Акты, принятые в порядке Д. з., вступают
в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией ("разрешительная
процедура"), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы
парламентской резолюцией - "запретительная процедура"). Существующий в
бурж. странах парламентский (Великобритания, Австралия, Нов. Зеландия)
и судебный (США, Филиппины) контроль над Д. з. носит сугубо формальный
характер.


Получившее широкое распространение в эпоху
империализма Д. з. открыто противоречит провозглашённым ранее демократич.
принципам бурж. конституционализма и парламентаризма, т. к. оно резко сокращает
права и компетенцию выборных законодат. органов. Конституции многих буржуазных
гос-в (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д. з., либо не содержат
положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих
странах. Конституции бурж. гос-в, принятые после 2-й мировой войны 1939-45
(Италия, ФРГ, Франция), прямо предусматривают возможность Д. з.


Многие совр. бурж. специалисты по проблемам
гос-ва и права оправдывают распространение Д. з. возрастающей сложностью
гос. управления и необходимостью спец. познаний для этого. В этих условиях,
считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих
принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, к-рые обладают
соответствующей технич. квалификацией. В действительности, однако, Д. з.
представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса бурж.
парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих
кругов. А. А. Мишин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я