ДЕМОКРИТ
(Demokritos) [p. ок. 460,
Абдера (Фракия),- ум. ок. 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист,
один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных
сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны
(в т. ч. в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедич. характер
его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой,
математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией
музыки и т. д. Из многочисл. соч. Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до
70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные антич.
источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности
приближающегося к стилю Платона.
Демокрит. Бюст работы греческого мастера.
2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.
Ист. место философии Д. определяется переходом
др.-греч. натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального
бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д.- понятии
"атома" как нек-рого неделимого материального индивидуума (греч. atomos,
как и лат. individuum, означает "неделимый"), к-рый признаётся не возникшим
и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным к.-л. воздействию извне,
подлинным бытием, противостоящим пустоте как абс. ничто, абс. небытию.
Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрич. тело, к-рое также неразрушимо,
вечно и не имеет к.-л. физич. свойств. Д. отрицал бесконечную делимость
материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного
следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей
от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами
или выпуклостями. Д. называет атомы также "фигурами" (греч. schemata) или
"видиками" (греч. eidola), из чего следует, что атомы Д. являются максимально
малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке
много спорили о том, являются атомы Д. физич. или геометрич. телами, однако
сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся
в различных направлениях, из их "вихря" по естеств. необходимости путём
сближения взаимно подобных атомов образуются как отд. цельные тела, так
и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно.
Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями
из атомов, "видиками", действующими на наши органы чувств и вызывающими
соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни
горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.
Душа также состоит из атомов - огненных,
тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена
бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне
телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения,
взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отд. наукой.
Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного,
в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об ист. прогрессе
в области наук, иск-в и ремёсел, происхождение к-рых Д. объяснял нуждой,
потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив
его именем материалистическую традицию в истории философии ("линия Демокрита")
(см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375-76)
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker.
Лит.: Маркс К.иЭнгельс ф., Из ранних
hrsg.von H.Diels,9 Aufl.,Bd2, В., 1959,гл.68, S. 81 - 229; рус. пер. всех
фрагментов Демокрита - в кн.: Маковельский A. O.
произведений, М., 1956, с. 17 - 98; Лурье С. Я.. Демокрит, М., 1970; Тимошенко
В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. ф., Демокрит, [М.], 1960;
Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с.
428 -500; Natоrр P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems
im Altertum, В., 1884, S. 164-208; LowenheimL., Die Wissenschaft Demokrits...,
В., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre,
В., 1935. А. Ф.Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я