ДЕПО
(франц. depot, букв.- склад,
хранилище), предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного
состава: вагонов, локомотивов, мотор-вагонных секций ж. д. и метрополитена,
трамваев, а также пожарных машин. Применительно к подвижному составу гор.
транспорта употребляют также назв. парк (напр., троллейбусный, трамвайный
парки).
Различают Д.: специализированные по виду
и типу подвижного состава (локомотивные, вагонные, моторвагонные и т. п.)
и смешанного типа, предназначенные для эксплуатации различных видов подвижного
состава одновременно, напр, электровозов, тепловозов, моторвагонных поездов
и кранов на ж.-д. ходу. Осн. задачи и виды работ, осуществляемых в Д.,-эксплуатация
подвижного состава в соответствии с графиком движения и выполнение его
ремонта для обеспечения безопасности движения. На терр. Д. находятся производств,
здания с технологич. (станки, приспособления, инструменты), энергетич.
оборудованием и подъёмно-трансп. средствами, склады для запасных частей
и материалов, сооружения для очистки и обмывки подвижного состава, а также
деповские (тракционные) пути, устройства для поворота подвижного состава
и снабжения его топливом, песком, водой и др. материалами. Наиболее крупные
предприятия, обслуживающие подвижной состав,- локомотивные и вагонные Д.
Локомотивные Д. различают основные и оборотные,
или пункты оборота. Основные Д. имеют приписной парк подвижного состава
(см. Локомотивный парк), в плановом порядке контролируют его состояние
и выполняют различные виды ремонта. При длине участков обращения до 1000-2000
км
локомотивы
обслуживаются сменными бригадами разных Д. Производств, деятельность Д.
характеризуется численностью подвижного состава, общим годовым пробегом
и количеством периодич. ремонтов. Важными показателями эксплуатац. работы
Д. являются объём перевозок и их себестоимость. На ж.-д. транспорте принята
система планово-предупредит. ремонта. Проверка состояния и различные виды
ремонта подвижного состава осуществляются в зависимости от пробега или
через опрс-дел. промежутки времени. Осн. методом ремонта является агрегатно-узловой
метод, основанный на применении взаимозаменяемых узлов и деталей. Для этого
в Д. имеются т. н. оборотные фонды, состоящие из заранее отремонтированных
или новых узлов и деталей.
Строят локомотивные Д. с прямоугольным,
ступенчатым и веерным расположением зданий. Наиболее перспективны Д. ступенчатого
типа. По сравнению с прямоугольными они имеют меньшую ширину, но большее
количество путей, два и более стойл на одном пути, мастерские, расположенные
ближе к местам ремонта, лучшее естеств. освещение всех помещений. Расширение
Д. ступенчатого типа легко осуществляется пристройкой новых секций. Д.
веерного типа строились для паровозов, требованиям содержания совр. подвижного
состава они не отвечают.
Оборотные Д. предназначены для экипировки
локомотивов, их осмотра и устранения обнаруженных неисправностей. В пунктах
оборота имеются комнаты отдыха локомотивных бригад между поездками. Для
осмотра и выполнения ремонта подвижного состава посменно дежурят квалифицированные
работники, есть необходимые инструменты, запасные части и материалы.
Д. метрополитена имеют большое число путей
для отстоя подвижного состава, выполнения всех видов ремонта (основные
Д.), для осмотров и других операций, кроме крупных плановых ремонтов (отстойные
Д.). На каждой линии метрополитена строят, как правило, своё Д. Трамвайные
и троллейбусные Д. также имеют большие парки отстоя и выполняют ремонт
трамвайных вагонов и троллейбусов. Д. строятся по типовым проектам.
Лит.: Общий курс железных дорог,
под ред. И. В. Модзолевского, 3 изд., М., 1960.
Э. Э. Ридель.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я