ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА обширная
область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой,
определяемой характером материала и строительными приёмами. Благодаря своей
доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки
дерево является прекрасным строит, материалом. Поэтому в местностях, богатых
лесом, Д. а.- один из древнейших видов архитектурно-строит. деятельности
человека (остатки свайных поселений на р. Модлоне в Вологодской обл. относятся
к эпохе неолита). Д.а.более ограничена в своих возможностях, чем каменная;
её выразительность достигается простыми геом. формами (в основе к-рых лежит
модуль, равный длине бревна), ес-теств. фактурой и текстурой дерева (сосна,
дуо, ель, каштан, бук, пихта, пальма и др.) и декоративной резьбой и росписью,
дополняющей и подчёркивающей её красоту. Издавна сложились 2 конструктивные
системы дерев, построек - срубная и каркасная, к-рые существовали на протяжении
многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Единые строит,
приёмы, при огромном богатстве и разнообразии образных решений и ком-позиц.
вариантов, определяемых социаль-но-экономич. и природно-климатич. условиями,
присущи всем типам дерев, сооружений (жилым, хозяйств., культовым, оборонительным
и т. д.), встречающимся в СССР, Зап. Европе, Африке, Океании, Юго-Вост.
Азии, Канаде, Юж. Америке и др. Они создавали цельный и гармоничный облик
городов (особенно русских) и поселений. Пожары и сравнит, недолговечность
дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Д. а. В связи
с этим трудно проследить эволюцию Д. а., пути и сроки трансформации примитивных
4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые
комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных
церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в
основном 17-19, реже 12-16 вв.), а также описания современников, изображения
на старинных документах, иконах и картинах дают представление о значительности
Д. а. в прошлом, о взаимовлиянии дерев, и кам. архитектуры (прослеживается
в балочно-стоечной конструкции, в формах крепостных башен, в шатровых и
ярусных завершениях церквей, трёх-частной композиции жилых домов и т. д.).
Особенность Д. а. -близость к окружающей природе; сооружения воспринимаются
как её неотъемлемая часть.


Единство и относит, устойчивость хозяйств.-бытового
уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных
решений жилого дома (в России - изба), в основе к-рого лежит сруб,
или клеть, с очагом (а позже печью) и с 2- или 4-скат-ной крышей.
Тип срубного жилища распространён в РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в
Прибалтике, Польше, Румынии, Чехословакии, Финляндии, скандинавских странах,
в горных р-нах Италии и Швейцарии. Специфически местный характер ему придают
различные размеры, расположение и формы срубов (встречаются даже характерные
обычно для культовой Д. а. многогранные, напр, в пастушеских домиках Карпат),
форма и покрытия крыш, планировка помещений (широко распространено трёх-частное
деление с открытым очагом в центр, части), введение других материалов (напр.,
каменные подклеты в альпийских домах, соломенные кровли России,
Украины, Белоруссии, Польши) и особенно характер декоративного убранства
фасадов и интерьеров. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными
брёвнами (дл. 7-10 м, диаметр 25-50 см; см. Венец). Длинные
жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронто-нов
- "самцов", продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупенъ
(бревно
с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых
жердей ("куриц") с крюками, на к-рых удерживается водосток. Все детали
соединены без гвоздей. Обусловленный этой конструкцией предельно логичный,
ясный и монументальный объём с мерным ритмом незакрытых венцов, контрастирующий
с устремлённой вверх нарядной крышей, создаёт особую выразительность дерев,
жилых построек, к-рая усиливается введением специфич. декоративных элементов
(лаконичная и скупая скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки
и курицы крыши, балясины галерей). С удешевлением пилёного леса (после
появления в 18 в. водяных, а затем и паровых лесопилок) распространились
более дешёвые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные
детали (причелины, "полотенца", наличники окон, балясины галерей,
подзоры и т. д.); усложняется резьба (рельефная и пропильная), подражая
элементам кам. декора (в формах наличников, фронтонов, балясин).


Клеть делится на отдельные ячейки -помещения
(2 - в центр, и сев. России; 3 - на Украине, в Белоруссии, Прибалтике).
К срубу по мере надобности прирубаются другие, образуя -"двойни", "тройни".
Размеры брёвен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно
увеличить её высоту. Система клетей с башнями-"повалушами", соединённых
сенями и переходами, на Руси называлась "хоромами".


С. П е т р о в, И. Михайлов, С. Дементьев.
Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681. (Не сохранился. Воспроизводится
с гравюры 18 в.)


Свободная, живописная композиция
характерна для 3-этажных хором Строгановых в Сольвы-чегодске (1565, не
сохранились) и особенно для дворца Алексея Михайловича в с. Коломенском
под Москвой (1667-1668), с его асимметрией, разнообразием покрытий, сложной
системой крылец, нарядной резьбой. Многообразные типы сохранившихся русских
изб 18-19 вв. делятся на несколько стилистич. групп. В сев. р-нах преобладают:
4-стенные избы на высоком подклете, с двускатной крышей, далеко выступающей
над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской
обл.); дома "кошелем" (изба и хозяйств, двор поставлены рядом и покрыты
одной асимметричной крышей) и "брусом" (двор примыкает к избе сзади) -
в Карельской АССР.


Фрагмент фриза и часть наличника жилого
дома (19 в.) в деревне Старый Юг Горьковской области. Пропильная резьба.


Сильные свесы крыш, мощные брёвна срубов
и накатов "взвоза" (въезда на сеновал), скупость резных деталей придают
сев. избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири
- "двойни", "тройни" и 4-стенные, на высоком подклете, носящие ещё более
замкнутый, крепостной характер. Бревенчатые стены, широкие пластины пола,
"матицы" (балки) потолка, прикреплённые к стенам лавки и кровати с резными
подзорами, огромные печи, цветочные росписи (сдержанные на С. и более пышные
в Сибири) позволяют ощутить гармонию и связь всех деталей интерьера. Более
приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье. Северное
Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной "глухой" резьбой (так называемая
корабельная резь).


В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными
тягами-ригелями образуют раму (прочность к-рой иногда усилена дополнит,
связями-раскосами или диафрагмами), к-рая заполняется деревом (мачтовые
и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами -глиной, камнем, кирпичом
(см. Фахверк). Простейшие деревянные дома каркасного типа встречаются
в странах Африки, Юго-Вост. Азии, Америки, Океании. По сравнению со срубной
открытая каркасная конструкция, с её ритмическими рядами опор и ригелей,
допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых
проёмов. В Китае наряду с простейшими 2-комнат-ными и 3-комнатными домами
создавались огромные комплексы дворцовых каркасных зданий (7-12 вв.). Мощные
столбы, резные и расписанные кронштейны - "доугуны" и массивные изогнутые
черепичные крыши создают впечатление большой нарядности сооружения. Очень
лёгкие япон. каркасные дома, в отличие от китайских, несимметричны и видоизменяются
с перестановкой внутр. перегородок. Во мн. странах Европы (ФРГ, ГДР, Австрия,
Швейцария и др.) богато развито фахверковое зодчество.


В хозяйственных постройках (амбары, склады,
мельницы, мосты, бани) особенно чётко проявляется инженерно-конструкторское
мышление народных мастеров. Применяемые здесь особые, функционально оправданные
конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы
и галереи амбаров и сеновалов, тонкие сваи бань, мощные подпоры мостов)
создают острые, выразит, силуэты построек.


Древнейшие дерев, культовые сооружения
известны только по лит. источникам. В рус. летописях упоминаются дубовый
"о 13 верхах" Софийский собор в Новгороде (989), Успенский собор в Ростове
Великом (992) и др. Храм, являвшийся единств, обществ, сооружением,
выделялся высотой и размерами среди рядовой застройки города или села.
Сохранившиеся на терр. РСФСР памятники датируются в основном 15-18 вв.
Наиболее распространены "клетские" од-носрубные, напоминающие избу храмы
с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь,
трапезная, притвор) - Лазаревская церковь Муромского монастыря (кон. 14
в., ныне в Кижах), церковь с. Бородава (1486, ныне в Кирилло-Белозерском
ис-торико-архит. и художеств, музее-заповеднике). Разнообразны шатровые
храмы (6-8-гранные, квадратные или крестообразные срубы, покрытые шатром).
Центр, сруб, часто расширенный вверху в виде раструба-"повала" (для опоры
шатра и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками
(покрытыми скатами и бочками), крыльцами, галереями с изящной резьбой (церкви
в Панилове Архангельской обл., 1600, в Варзуге Мурманской обл., 1674, в
Кондопоге,
1774;
собор в Кеми, 1711-17). Характерны также кубоватые покрытия (см.
Бочка),
несущие 5 глав (храмы в с. Ку-шерека, 1669, Пияла, 1695; Преображенская
церковь в Турчасове, 1781; все -в Архангельской обл.). Для средней полосы
России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков
(церковь в селе
Ширково Калининской обл., 1697) или восьмериков
(церкви Вознесения
в Торжке Калининской обл., 1653, Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова
Ярославской обл., 1687 или 1689). Особенно сложны многоглавые храмы погоста
Кижи,
в
к-рых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и трепетной
узорчатостью покрытых лемехом
глав. Шатровые восьмигранные колокольни
были каркасными и обшивались в нижних ярусах брёвнами, тогда как верхние
части столбов образовывали открытую галерею - звонницу. Во внутр. убранстве
церквей широко использовались резьба и росписи, придававшие интерьеру радостный,
праздничный характер (часовня Умиления богородицы в дер. Кор-бе Карельской
АССР, 18 в.).


Простейший вид украинской дерев, церкви
- приземистая бескупольная церковь "хатного" типа из трёх срубов разной
высоты с двускатными (церковь в с. Сычин Волынской обл., 16 в.), 8-гранными
шатровыми (собор в Ковеле Волынской обл., 1505; Николаевская церковь в
Виннице, 1746) или полусферическими шлемовидными завершениями (церковь
Юры в Дрогобыче, 1654). Срубы часто обшиты горизонтально положенными досками.
Распространены крестообразные в плане церкви с 1-9 верхами. Центр, сруб
с наиболее развитым верхом всегда господствует над церковью, приближая
её силуэт к пирамиде (собор в Новомосковске Днепропетровской обл., 1773-81)
и достигая очень большой высоты [выс. храма в Березне Черниговской обл.
(1761)-34 м].


Рамная каркасная конструкция (храм Фогуан
в горах Утайшань в Китае, 857).


Мачтовая каркасная конструкция (церковь
в Боргунне, Норвегия, ок. 1150).


Синагога в Волпе (Гродненская область БССР).
Конец 17 в. Разрез.


Наиболее характерны трёхсрубные
(с размещением срубов по одной оси) храмы - с уступчатыми пирамидальными
покрытиями, придающими невысоким объёмам динамичность и устремление вверх.
Есть храмы, завершённые целым каскадом уступов-"заломов" (церковь Николая
из с. Кривкя с 6 заломами, 1763, ныне во Львове). В трёхсрубных церквах
карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над
притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки
к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Дерев, гвозди,
прикрепляющие доски к срубу, образуют узор. Для памятников Польши (костёлы
в Дем-бно и Грывальде, оба - 2-я пол. 15 в., Рабке, 1606, Поврожнике, ок.
1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, 2-я пол. 17 в.), Чехословакии
(церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725-26) характерно сочетание специфики
дерев, зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей
стилей кам. зап.-европ. архитектуры (готики, барокко, классицизма). В синагогах
этих стран дерев, срубы завершаются подвесными стропильными конструкциями,
позволяющими перекрывать обширные помещения (в Гродно - в Белоруссии; в
Гвоздце близ Черновиц и Острополе близ Житомира - на Украине; в Заблудуве
-в Польше; все -17 в.). Подвесные стропильные конструкции, к к-рым подшивались
потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись
в срубных церквах Финляндии - в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер
М. Хармя) и др.


Храмы каркасного типа известны в Японии
и Китае с первых веков н. э. (синтоистский храм в Исе; буддийские
храмы -Хорюдзи, Феникса, Фогуан). В их основе лежит конструкция примитивных
свайных жилищ (сооружения подняты на столбах и платформах), доведённая
до совершенства иск-вом ритмической расстановки столбов, удачным сочетанием
лёгких стен с массивными нависающими крышами.


В Скандинавии сложился тип храмов с двойным
каркасом - внутренним, из стройных столбов, соединённых арками и крестовинами,
и наружным, со стенами из дерев, вертикальных пластин, закреплённых в раме
("ставкирки" Норвегии -в Урнесе, 1060-1130, Боргунне, ок. 1150). Внутр.
пространство трёхъярусных пирамидальных ставкирок раскрыто на всю высоту
здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря
на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными, как
и шведские звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (на о.
Фрёсён озера Стуршён, 1754).


Деревянные сооружения 1-й Всероссийской
сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923):
1
-
главный вход (архитектор И. В. Жолтовский); 2 -павильон "Махорка"
(архитектор К. С. Мельников); 3-иностранный отдел (архитектор В.
А. Щуко).


Из дерев, оборонных сооружений, имевших
вплоть до 17 в. большое значение для формирования города, его плана и силуэта,
сохранилось всего несколько памятников (остатки Якутской крепости-острога,
1683, Братского и Илимского острогов в Сибири, оба -17 в., и ограды Николо-Карельского
монастыря, 1692, ныне в Музее-заповеднике Коломенское в Москве). Для этих
сооружений характерны крепостные стены из срубов, засыпанных землёй, с
открытым ходом по верху, к-рый защищён бревенчатым парапетом-"заборалом",
и монументальные суровые башни, завершённые невысокими шатрами.


В кон. 19 - нач. 20 вв. мн. архитекторы
обращались к формам и декору народной Д. а. при постройке выставочных павильонов,
дач, ж.-д. станций.

Е. Н. Сильверсван.
Современная деревянная архитектура.


Дерево как строительный материал используется
в сел. местностях (в р-нах, богатых лесом), в гор. постройках временного
характера, в посёлках. Успешно применяется в малых архит. формах -оградах,
входах, парковых беседках, павильонах.


Улучшение качеств древесины [антисеп-тирование
(см. Антисептические средства), прессование, обработка антипиренами
делают
дерево огнестойким материалом с увеличенной прочностью], применение специальных
клеёв для соединения дерев, элементов (см. Деревянные конструкции)
позволило
создавать конструктивные элементы любой длины и формы, дало ещё больше
возможностей для использования дерева в совр. архитектуре (в СССР обширные
дерев, павильоны с большепролётными конструкциями были сооружены на 1-й
Всероссийской с.-х. и кустарно-промышл. выставке 1923). В США, Финляндии,
Норвегии, Швейцарии широко распространено стр-во малоэтажных жилых домов,
возводимых на основе сборки лёгких дерев, каркасов и панелей заводского
изготовления. Сов. и канадский опыт показали также, что для р-нов Крайнего
Севера и лесных р-нов дерев, каркасное домостроение экономичнее и эффективнее
стр-ва из др. материалов. В строительстве промышленных, гражданских, с.-х.
сооружений широко применяются клеёные балки (трикотажная ф-ка в Мансфилде,
Англия), трёх-шарнирные различных очертаний рамы (ф-ка одежды в Турку,
Финляндия) и арки (лаборатория фирмы "Феникс" в графстве Эссекс, Англия).
Купольные покрытия из арочных клеёных рёбер и сетчатые своды, позволяющие
перекрывать большие пролёты, чаще всего используются в стр-ве спортивных
сооружений (крытые стадионы во Флориде, США, пролёт 90 м, в Ныокасле-апон-Тайн,
Англия, пролёт 62 м, Колизеум колледжа в штате Кентукки, США, пролёт
94 л; каток в Гренобле, Франция). Значит, распространение в архитектуре
получили складчатые конструкции (з-д бумаги в Калифорнии, США) и оболочки
в виде гиперболических параболоидов ("гипаров"), сооружаемые из тонких
досок, склеенных в 2-3 слоя, или из фанеры. Опираясь только на 2
точки, такие покрытия полностью освобождают внутреннее пространство от
опор и дают возможность создавать светлые обширные помещения при небольшой
затрате материала (овощной рынок в Лондоне, многочисл. школы и др. детские
учреждения в Великобритании). Новые конструкции позволяют добиваться разнообразия
и богатства архитектурных решений дерев, построек, сходных по формам с
сооружениями из железобетона, алюминия и др. Характерная фактура и декоративные
качества дерев, элементов, открытых в просторных интерьерах и легко читаемых
на фасаде, придают дерев, постройкам особую теплоту, создают впечатляющий
художеств, эффект.


Современная деревянная архитектура: 1 -
здание клуба, покрытое оболочкой в виде гиперболического параболоида (Англия);
2-здание выставки-продажи электрооборудования (Шотландия); 3 -крытый
стадион с куполом из клеёных рёбер в Ньюкасле-апон-Тайн (Англия); 4-уличные
фонари в городе Маринетт (США); все-1950-60-е гг.

Е. К. Иванова.


Илл. см. на вклейке, табл. VII, VIII (стр.
48-49).


Лит.: Всеобщая история архитектуры,
т. 4-9, М., 1966-71; 3абелло С., Иванов В., Максимов П., Русское деревянное
зодчество, М., 1942; Маковецкий И. В., Архитектура русского народного жилища,
М., 1962; [Мехова Г. И.], Русское деревянное зодчество, М., [1966]; Бартенев
И., Фёдоров Б., Архитектурные памятники русского Севера, [М., 1968]; Иванова
Е. К., Применение клеёных деревянных конструкций за рубежом, М., 1968;
Юрченко П., Дерев'яне зодчество Украши, Кшв, 1955; Vrеirа Н., Norsk trearkitektur,
Oslo, 1947; Кrassоwski W., Architektura drewniana w Polsce, Warsz., 1961.
ДЕРЕВЯННАЯ ПЛОТИНА, плотина,
осн. конструкции к-рой, воспринимающие нагрузку, выполнены из дерева преим.
хвойных пород (сосна, ель). Д. п. строятся для небольших напоров (2-4 м,
реже
4-8 м), обычно водосливными; по конструкции флютбета
они
делятся на свайные, ряжевые, свайно-ряжевые и контрфорсные. Отверстия Д.
п. ограничиваются береговыми устоями; при большой длине водосливного фронта
он разделяется на неск. отверстий промежуточными опорами: быками, контрфорсами,
стойками. Перекрываются отверстия деревянными щитами, обычно в неск. рядов
по высоте. Для подъёма и опускания щитов служат простые подъёмники - вороты
(стационарные или передвижные). См. также Плотина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я