ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
вид литературы,
включающей художеств, произведения, сюжет к-рых посвящён раскрытию загадочного
преступления, обычно с помощью логич. анализа фактов. Основой конфликта
чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся
победой справедливости. Родоначальником собственно Д. л. считается амер.
писатель Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841, и др.). Осн. черты
Д. л. складываются уже во 2-й пол. 19-нач. 20 ва. в творчестве У. У. Коллинза
(Англия),
Э. Габорио, Г. Леру (Франция), А. К. Грин (США) и особенно А. К.
Доила
(Англия),
создавшего популярный образ Шерлока Холмса, частного детектива. Оформляются
два сюжетных типа Д. л.: интеллектуальный, идущий от Э. По (осн. интерес
сосредоточен на процессе расследования), и приключенческий, идущий от У.
Коллинза (построенный на нагнетании новых драматич. эпизодов, часто новых
преступлений).
Большую роль в дальнейшем развитии Д. л.
сыграли произведения англ, писателей Э. Уоллеса, Д. Л. Сейерс и др., а
также Г. К. Честертона, создавшего образ "интуитивного детектива"
- патера Брауна. Для большинства произв. 1-й четверти 20 в. характерна,
однако, искусственность ситуаций, стандартность сюжетной схемы: Р. Фримен,
Ф. У. Крофтс (Англия); С. С. Ван Дайн (псевд. У. Райта), Дж. Карр (США).
Реалистич. элементами, лит. мастерством
отмечены повести о сыщиках-любителях Эркюле Пуаро и мисс Марпл А. Кристи
(Англия)
и об инспекторе Мегрэ Ж. Сименона (Франция). Реалистич. мотивы в
амер. Д. л. возродил Д.Хамметт, а за ним - Р. Чандлер, Ф. Макдональд (т.
н. жёсткая школа, не чуждая острой социальной критики). Под их влиянием
в Д. л. 20-30-х гг. сложился тип "динамичной повести", компромиссно сочетающей
реалистич. моменты с сюжетными шаблонами: Э. С. Гарднер, Р. Стоут, Э. Куин
(псевд. Ф. Даннея и М. Б. Ли), П. Квентин (псевд. группы писателей> в США;
Дж. Тей, М. Иннес (Англия); Н. Марш (Новая Зеландия). После 2-й мировой
войны возрос поток антиинтеллектуальной Д. л., лишённой социальной проблематики:
т. н. чёрная школа -М. Спиллейн, С. Адаме (США), серия о шпионе-супермене
Джеймсе Бонде И. Флеминга (Англия) - воспевающая жестокость и секс. В сер.
20 в. широко распространились модификации Д. л.: криминальный (Ф. Айлс,
Д. Симеон, Англия; П. Хайсмит, США), шпионский (Э.Эмблер, Ле Карре - псевд.
Дж. Корнуэлла, Англия) и полицейский (Э. Мак-Бейн, США) романы, а также
детективные сюжеты, осн. на научно-фантастич. идее (А. Азимов, США).
Зачинатели сов. Д. л.- А. Н. Толстой ("Гиперболоид
инженера Гарина") и М. Шагинян ("Месс-Менд"). Поначалу преобладала "шпионская"
тематика. В послевоен. период, наряду с собственно-Д. л. (Л. Шейнин), появились
произв. о работниках милиции (А. Адамов, Ю. Семёнов и др.) и контрразведки
(Р. Ким), фантастич. детектив.
Для лучших образцов Д. л. характерны реалистичность
изображения быта и психологии, обществ, связей и конфликтов, романтич.
заострённость событий и характеров, увлекательность интеллектуальной игры.
Они основаны на рациона-листич. убеждении в силе разума и утверждают торжество
правопорядка над социальным злом.
Лит.: Т о м а н Н., Что такое детективная
литература?, в сб.: О фантастике и приключениях. О литературе для детей,
в. 5, Л., 1960; Детектив: и социальность, и художественность, "Литературная
газета", 1972, 19 января; Нavсгоft H., Murder for pleasure, N. Y.- L.,"[1943];
P f e i f f e r H., Die Mumie im Glassarg, Rudolfstadt, [I960]; M a-Ver
W., Krimi und Crimen, Halle, [1967]; Skvorecky I., Napady ctenafe detekti-vek,
Praha, Г1965]; P айнов В., Черният роман, София, 1970; Barzum I., Т а у-1
or W. H., A catalogue of crime, N. Y., 1971. P. Э. Нувелъман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я