ДЕТРОЙТ

ДЕТРОЙТ (Detroit, от франц. de-troit
- пролив), город на севере США, в шт. Мичиган. Расйоложен между озёрами
Гурон и Эри, на правом берегу р.Детройт, пограничной с Канадой. 1511,5
тыс. жит., с пригородами (в пределах США)-4,2 млн. (1970).


Д. основан французами в 1701, в 1760 захвачен
англичанами, в кон. 18 в. вошёл в состав США. В 1802 получил статус города.
Рост Д. в 19 в. был связан с открытием Эри-канала, развитием судоходства
на Великих озёрах и лесозаготовок в р-не Приозерья, затем со строительством
ж. д., а в 20 в.- с развитием автомоб. пром-сти (первый автомоб. з-д построен
здесь в 1899). Д.- крупный центр рабочего и демократии, движения США. В
1936-37 здесь происходила стачка 500 тыс. рабочих автомоб. з-дов. В 1960
- нач. 70-х гг. Д. неоднократно становился ареной выступлений негритянского
населения в защиту гражд. прав. Д. -пятый по населению и четвёртый по пром.
значению город США. Крупный финанс. центр (см. Детройтская финансовая
группа).
Важный трансп. узел страны. Находится на пересечении системы
Великих озёр жел. и шосс. дорогами, идущими из Новой Англии и Нью-Йорка
через вост. Канаду на Чикаго. Третий по грузообороту и первый по судообороту
порт Великих озёр. В пром-сти 600 тыс. занятых (1969; более 40% экономически
активного населения города), из них св. 4/(гл. обр. машиностроении). Д.- главный центр автомоб. пром-сти США, самый
крупный поставщик автомашин в мире. В городе и его пригородах помещаются
правления, крупнейшие заводы и лаборатории ведущих автомоб. монополий США
- "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер". С автомоб. пром-стью связаны:
чёрная металлургия (специализированная на произ-ве спец. сталей и тонкого
холоднокатано -го листа), обработка чёрных и цветных металлов и пластмасс,
произ-во стекла, лаков, красок, подшипников и др. Д. также крупный центр
произ-ва танков и военно-трансп. средств. Развита и хим. пром-сть (на базе
местных запасов соли).


Детройт. На первом плане - городской общественный
центр (начат в 1950).


В Д. преобладает шахматная планировка,
но есть и черты радиально-кольцевого плана (магистраль Гранд-бульвар, окружающая
центр; радиальные улицы, сходящиеся к парку Гранд-сёркус). Среди важнейших
построек - Публичная б-ка (1921-23, арх. К. Гилберт), Ин-т иск-в (1922-27,
арх. П. Крет; фрески Д. Риверы, 1932-33), 47-этажный небоскрёб Пенобскот-билдинг
(1928), пром. комплекс "Крайслер" (1938, арх. А. Кан), постройки М. Ямасаки
(Амер. ин-т железобетона, 1957-58; конференц-зал Уэйнского ун-та, 1957-59;
контора Рейнолдс металс, 1959). Для уменьшения районов трущоб с 1934 ведутся
работы по частичной реконструкции города (жилой комплекс Лафайет-парк,
1960, арх. Л. Мис ван дер РОЭ), а перегрузка магистралей вызвала стр-во
загородных торг, центров (Нортленд, 1952-54, арх. В. Грюн). С 1950 построен
гор. обществ, центр с ратушей, залом собраний, концертным залом и др.


Музеи: Ин-т иск-в (европ. и амер. изобразит.,
декоративное, театр, иск-во) и Гринфилд-виллидж (музей амер. быта, ок.
100 старинных амер. зданий). Ун-ты: Уэйнский и Детройтский.


Лит.: Haw kins Ferry W., The buildings
of Detroit, Detroit, 1968. В.М.Гохман, А. М. Кантор (архитектура).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я