ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
художественные,
научно-художеств. и научно-популярные произведения, написанные специально
для детей - от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л.
стала одним из крупнейших отрядов общей лит-ры, объединившей лит. силы
народов всех республик. Как и в лит-ре для взрослых, в сов. Д. л. поднимается
множество разнообразных проблем нар. жизни и жизни детей, но в доступной
соответств. возрасту читателей форме. Художеств. Д. л. многотемна, многожанрова,
а научно-художественная - освещает все области знаний. Развивается Д. л.
на научно-педагогич. основе, издат. планы строятся по возрастам, тематич.
и жанровым разделам. Обычно в понятие Д. л. включается также широкий круг
произв. для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения,-прежде
всего, произв. нар. творчества и классиков. В круг чтения рус. детей вошли
сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова,
стихи и поэмы М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Ш. Руставели,
В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Купалы, Я. Коласа, М. В. Исаковского,
А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Р. Гамзатова, рассказы
и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого,
А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина, А. И. Куприна,
А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова, М. М. Пришвина,
К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л.
С. Соболева, Б. Н. Полевого и мн. др.
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта". Илл. Э.
Риу (1881).
Почти во всём мире дети читают "Дон Кихот"
М. Сервантеса, "Робинзон Кру-зо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта,
"Приключения Мюнхгаузена" Р. Э. Распе, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле
(перечисленные книги обычно в сокращ. изданиях), "Хижина дяди Тома" Г.
Бичер-Стоу, "Маленький оборвыш" Дж. Гринвуда, "Без семьи" Г. Мало, "Овод"
Э. Войнич, рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. Кэррола,
повести Марка Твена, романы В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Ф. Купера,
сказки X. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, В. Хауфа и др.
Сравнительно с поэзией др. стран была богата англ, поэзия для детей, в
к-рой сильны традиции дет. фольклора. С произв. для детей выступали крупнейшие
писатели: в Польше -Г. Сенкевич, М. Конопницкая, Ю. Ту-вим, Я. Корчак;
в Болгарии - Елин Пелин; в Чехословакии - М. Майерова, И. Плева и др. Во
мн. странах популярны повести-сказки швед. писательницы А. Линдгрен; весёлые
стихи и сказки прогрессивного итал. писателя Дж. Ро-дари и др.
В. Хауф. "Карлик Нос" (Москва, 1938). Илл.
Б. Е. Ефимова.
Художеств, уровень специально Д. л., за
немногими исключениями, в прошлом был значительно ниже уровня лит-ры для
взрослых. Осн. недостатки книг для детей во мн. странах - сентиментальность,
примитивность сюжетов и характеров, навязчивая дидактичность. Мн. книги
были проникнуты духом шовинизма, воспитывали религиозность. Лит. пищей
для детей крестьян и рабочих, кроме произв. нар. творчества, были чаще
всего лубочные и близкие к ним по типу дешёвые издания.
В капиталистич. странах, особенно в США,
большое распространение сейчас получила низкопробна ч детективная лит-pa,
оказывающая растлевающее влияние на юных читателей.
В России книги для детей издавались с 18
в. Первый рус. журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89)
был основан Н. И. Новиковым. Он был зачинателем рус. научно-популярной
Д. л. Против безыдейности и антихудожественности Д. л. вели борьбу крупнейшие
деятели рус. культуры: А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов,
Н. Г. Чернышевский.
Важной вехой в истории рус. Д. л. были
"Новая азбука" (1875) и входившие в её состав четыре "Русские книги для
чтения" (кн. 1-4, 1875-85) Л. Н. Толстого. Принципиальное значение имели
забота Толстого о народности Д. л. и его поиски художеств, средств для
лит. общения с детьми. В те же годы хрестоматийные рассказы для детей писал
выдающийся педагог К. Д. Ушинский. В 19 - нач. 20 вв. стихи для детей писали
Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Блок;
сказки, рассказы и повести - В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, А. А. Погорельский,
Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, А.
С. Серафимович, А. И. Куприн, А. И. Свирский; укр. писатели М. Коцюбинский,
Леся Украинка; арм. поэт О. Туманян и др. Их произведения противостояли
реакционной и ремесленной Д. л.
Перед сов. Д. л. встали новые задачи огромной
важности. Они вытекали из требования В. И. Ленина: "Надо, чтобы все дело
воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием
в ней коммунистической морали" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 309).
Писатели должны были, опираясь на опыт реалистич. лит-ры, найти формы для
выражения новых тем.
У истоков сов. Д. л. стояли М. Горький
и Н. К. Крупская. Они сыграли огромную роль в собирании сил Д. л., в разработке
тематич. планов, в борьбе за повышение её идейно-художеств. уровня. При
их неустанном внимании Д. л. всё активнее решала задачу освещения подлинно
нар. жизни, проблем современности, классовой борьбы. Позже, на протяжении
длит, времени заботу о Д. л. осуществлял А. А. Фадеев.
Как и взрослая, сов. Д. л. отражает различные
этапы истории: произв. о революции и Гражд. войне, о восстановлении нар.
х-ва, о выполнении первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации
с. х-ва, о Великой Отечеств, войне, годах строительства коммунизма и т.
д. Но существенная разница между нач. периодом сов. Д. л. и её последующим
состоянием заключается в том, что в первые годы Сов. власти дет. писателей
было мало, они не могли взять на себя задачу освещения большого круга важнейших
вопросов; Д. л. отставала от жизни. Кроме того, теоретич. путаница в определении
специфики Д. л. приводила ко многим затяжным болезням: излишней "инфантильности",
примитивности, искусственности сюжета, к стремлению ряда писателей показывать
жизнь только через героя-ребёнка. Всё это снижало художеств, уровень Д.
л.
К. Чуковский. "Крокодил". Илл. Ре-ми (1916).
Решит, перелом начался с приходом в Д.
л. высоко одарённых писателей.
Социальную и политич. тему в подлинно художеств,
воплощении ввёл в поэзию для детей В. В. Маяковский. Он открывал детям
смысл происходящей в мире социальной борьбы, воспитывал любовь к труду
("Конь-огонь", 1927, "Кем быть?", 1929). В стих. "Что такое хорошо и что
такое плохо" (1925) поэт беседует с малышами об отваге, справедливости,
трудолюбии.
Сов. Д. л. многим в своём развитии обязана
С. Я. Маршаку, чья поэтич., организационно-издат. и редакторская деятельность
ускорила расцвет в стране лит-ры для детей и юношества. Эмоциональной насыщенностью,
юмором, динамичностью завоевали любовь читателей его произв. для детей:
"Пожар" (1923), "Почта" (1927), воспевающие благородство самоотверженного
труда. В 1924-25 он возглавлял журн. "Новый Робинзон"; с 1924 на протяжении
ряда лет руководил дет. отделом ОГИЗа. Вокруг Маршака в кон. 20-30-х гг.
группировались одарённые молодые поэты, прозаики, учёные, художники, мн.
из к-рых в дальнейшем навсегда связали свою судьбу с Д. л.
Одним из первых в сов. время стал писать
для детей К. И. Чуковский. Борясь против статичности, вялости до-революц.
стихов для детей, он создал озорные, ритмически чёткие, со звонкими рифмами
стихотворные сказки для малышей "Крокодил", 1917, "Мойдодыр", "Тараканище",
1923). Затем в строй дет. писателей вступили А. Гайдар, А. Барто, В. Катаев,
Л. Кассиль, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Михалков, Р. Фраерман, Ю. Олеша,
Л. Во-ронкова, А. Мусатов, Л. Квиткэ, А. Кожевников, И. Василенко, В. Бианки,
Е. Чарушин, О. Иваненко, Я. Мавр, В. Осеева и др. Писатели научились говорить
с детьми разных возрастов в интересной, доходчивой форме о всём важном,
что происходило и происходит в мире, в стране, в семье, в пионерском отряде,
в школе.
В. Маяковский. "Детям" (Москва, 1948).
Илл. А.Ф. Пахомова.
В 30-х гг. ведущее место в Д. л. заняли
темы социалистяч. строительства и ком-мунистич. морали. Маршак в "Войне
с
Днепром"
(1931) рассказывает детям о строительстве Днепрогэса; в острой са-тирич.
поэме "Мистер Твистер" (1933) он высмеивает уродливую жизнь миллионеров;
позднее Маршак создаёт поэмы о героизме сов. людей на войне ("Почта военная",
1944) и в мирное время ("Ледяной остров", 1947). А. Барто пишет весёлые,
часто остро сатирические стихи о сов. детях, их отношении к людям, к "воим
делам и т. д. ("Звенигород", 1948, "Ему четырнадцать лет", 1949). Юмору
в кн. С. Михалкова, Н. Носова, Ю. Сотника, А. Алексина сопутствует забота
о воспитании у детей принципов высокой морали. Михалков в стих. "Дядя Стёпа"
(1936) создаёт запоминающийся образ положит. героя, наделённого высокими
моральными качествами. Поэтич.видению мира, любви к сов. людям, отважным
в труде и в бою, учат проникнутые оптимизмом и лиричностью стихи 3. Александровой,
Е. Благининой, Н. Забилы, Е. Тарахов-ской, Н. Саконской, Н. Кончаловской,
Б. Заходера, И. Токмаковой и др.
Большое значение для развития реа-листич.
направления в прозе для детей имели повести и рассказы Б. Житкова. Облик
его героев раскрывается в тяжёлых испытаниях, обнаруживающих истинное лицо
человека. О том, как под влиянием сов. действительности менялась жизнь
бывших беспризорников, написаны повесть Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика
Шкид" (1927), повесть Л. Пантелеева "Часы" (1928). Особое значение имела
вошедшая в круг юношеского чтения "Педагогическая поэма" (1933-35) А. Макаренко,
показывающая сложный процесс перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей
трудом, учением и самодисциплиной. В это же время вошла в круг чтения подростков
знаменитая повесть Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932-34).
О подростках, формировавшихся в горниле
первых лет революции и Гражд. войны, написана одна из самых значит, книг
сов. Д. л.- повесть А. Гайдара -"Школа" (1930). Как и в др. его повестях
("Дальние страны", 1932, "Военная тайна", 1935, "Судьба барабанщика", 1939,
-"Чук и Гек", 1939, и др.), здесь настойчиво звучит тема самовоспитания,
ответственности за свои поступки. Мн. повести Гайдара, оставаясь реалистическими,
насыщены приключениями; они показывают, как в трудных обстоятельствах складывается
характер героя. Судьба повести "Тимур и его команда" (1941), породившая
движение "тимуровцев", свидетельствует о действенности лучших книг сов.
Д. л.
Формированию сов. подростков посвящены
задорные, остросюжетные книги Л. Кассиля "Кондуит" (1930) и "Швамбрания"
(1933), "Черемыш, брат героя" (1938). К. Паустовский в повестях "Ка-ра-бугаз"
(1932) и "Колхида" (1934) рассказывает о героическом труде людей. Историко-революционной
теме посвящена повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). Р. Фраерман
с большой психологич. глубиной раскрывает юношеские чувства дружбы и любви
("Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви", 1939). Становление характера
юноши в социалистич. об-ве изображено в романе В. Каверина "Два капитана"
(ч. 1-2, 1940-45), сочетающем бытовой и приключенч. жанры. В. Бианки, Е.
Чарушин пробуждают своими рассказами любовь детей к родной природе.
С наступлением Великой Отечеств, войны
1941-45 с особой остротой встала перед Д. л. задача усиления её гражданственности.
В центре внимания дет. писателей были две осн. темы: героизм современных
воинов на фронте и трудовой героизм народа (в т. ч. и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых "Молодая гвардия"
(1945, 2-я ред. 1951) А. Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946)
Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О героич. борьбе народа
против немецко-фашист-ских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева
"Сын полка" (1945); Л. Кассиль и М. Поляновский создают документ, повесть
о юном разведчике партизанского отряда "Улица младшего сына" (1949). Глубоко
психологич. повесть Л. Воронковой "Девочка из города".
(1943), о гуманизме сов. людей, была переведена
на мн. языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и
братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки" (1944),
И. Ликстанова" Малышок" (1947), В. Осеевой "Васек Трубачёв и его товарищи"
(кн. 1-2, 1947-51). Со времени войны темы патриотич. подвига и темы труда,
участия детей в больших делах отцов заняли в Д. л. главенствующее место.
О жизни учеников ремесл. училища рассказывает И. Василенко в повести "Звёздочка"
(1948), о послевоен. деревне, о восстановлении хозяйства - Л. Воронкова
в повести "Село Городище" (1947), А. Мусатов в повести "Стожары" (1948).
О жизни сов. школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие
опытом педагогич. работы: М. Прилежаева ("Юность Маши Строговой", "С тобой
товарищи"), Ф. Вигдорова ("Мой класс", "Дорога в жизнь") и мн. др. Жизни
сов. детей, вопросам комму-нистич. нравственности и морали поев, повести
и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Батрова, Л. Будогосской, Ю. Сотника,
Я. Тайца, Е. Рысса, Н. Пе-черского, Р. Погодина, Ю. Томина, Ю. Яковлева
и др.
Большое значение для воспитания юных читателей
в духе коммунизма имели биографич. книги о В. И. Ленине и его ближайших
соратниках. В 30-е гг. написаны "Рассказы о Ленине" А. Кононова,
повесть о детстве С. М. Кирова "Мальчик из Уржума" А. Голубевой, рассказы
о Ф. Э. Дзержинском Ю. Германа, повесть о жизни Н. Э. Баумана "Грач -птица
весенняя" С. Мстиславского и др. Особенно много создано книг на истори-ко-революц.
темы в послевоен. годы -к 50-летию Сов. государства и 100-летию со дня
рождения В. И. Ленина.
Лениниана для детей состоит из книг-воспоминаний:
Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. И. Веретенникова,
Г. М. Кржижановского, В. Д. Бонч-Бруевича, Е. Д. Стасовой, а также из книг:
"Наш Ленин" Б. Полевого и Н. Жукова, "Жизнь Ленина" М. Прилежаевой, её
же повестей "Три недели покоя", "Удивительный год", книг 3. Воскресенской
"Сердце матери", "Сквозь ледяную мглу", "Встреча", "Утро", Е. Драбкиной
"Баллада о большевистском подполье", А. Рутько "Детство на Волге", В. Катаева
"Маленькая железная дверь в стене", Л. Радищева "На всю жизнь", С. Дангу-лова
"Тропа", С. Михалкова "В музее В. И. Ленина", Л. Савельева "Часы и карта
Октября". С. Виноградской "Искорка". В изд-ве "Детская литература" выходит
серия "Историко-революционная библиотека школьника". В неё входят произв.,
освещающие жизнь и деятельность соратников В. И.Ленина, борьбу Коммунистич.
партии против царизма, за диктатуру пролетариата. В жанре историко-доку-ментального
рассказа и повести работали С. Голубое, С. Григорьев, С. Злобин, Н. Кончаловская,
А. Слонимский, В. Шкловский, позже - С. Алексеев, Л. Воронкова, А. Гессен,
Л. Рубинштейн и др. Широкую известность получила автобиографич. трилогия
А. Бруштейн "Дорога уходит в даль...", освещающая события, предшествующие
Революции 1905-07.
В 50-60-е гг. усиливается внимание писателей
к внутр. миру детей, к их гражданскому облику. Формированию чувств и этических
принципов детей и подростков поев, роман Н. Дубова "Горе одному", его повести
"Огни на реке", "Мальчик у моря", "Беглец" и др.; повесть С. Георгиевской
"Отрочество"; повести Л. Воронковой "Старшая сестра" и "Личное счастье",
А. Кузнецовой "Честное комсомольское" и "Много на земле дорог", В. Киселёва
"Девочка и птицелет", А. Рыбакова"Приключения Кроша" и "Неизвестный солдат",
Г. Федосеева "Тропою испытаний" и "Пашка из Медвежьего лога", А. Алексина
"А тем временем где-то...", "Мой брат играет на кларнете" и др.
В Д. л. проведена огромная работа по собиранию
и обработке кар. сказок -в ней приняли участие А. Н. Толстой, Д. Нагишкин,
М. Булатов, Т. Габбе, А. Любарская, В. Важдаев, А. Нечаев и др. Среди сказок,
созданных писателями, популярны "Золотой ключик" А. Толстого (по мотивам
сказки итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио"), "Три толстяка"
Ю. Оле-ши, "Сказка о Мальчише-Кибальчише" А. Гайдара, сказочная трилогия
Н. Носова о Незнайке.
Принципиальное значение имело создание
сов. научно-художеств. Д. л., пионерами к-рой явились Б. Житков, М. Ильин,
Л. Гумилевский. Написанные для детей книги М. Ильина "Рассказ о великом
плане" (1930) и "Горы и люди" (1935), поев, первой пятилетке, получили
широкое признание и у взрослых читателей. Успехи научно-художеств. Д. л.
связаны с природоведч. книгами В. Бианки, Н. Плавилыцикова, Н. Михайлова,
Г. Скребицкого, И. Халифмана, Н.Слад-кова; о науке и технике - О. Писаржев-ского,
В. Болховитинова, В. Пекелиса, В. Вебера, В. Захарченко, Ю. Фиалко-ва и
др. В создании научно-художеств. Д. л. приняли участие и виднейшие учёные
- В. А. Обручев, А. Е. Ферсман и др. С произв. о науке и технике будущего
в жанре науч. фантастики выступили Г. Адамов, А. Беляев, А. Казанцев; в
послевоен. годы - И. Ефремов,
В. Немцов, Л. Платов, бр. А. и Б. Стругацкие,
Н. Томан и др.
В круг чтения сов. детей входят произв.
писателей союзных и автономных республик: укр. писателей - П. Панча, Н.
Трублаини, П. Воронько, М. Стель-маха, В. Бычко, Ю. Збанацкого; белорус.-
Я. Мавра, А. Якимовича, В. Ду-бовки; груз. - Н. Накашидзе, Марид-жан, Н.
Думбадзе; арм.- С. Капутикян, В. Ананяна; азерб. - С. Велиева, М. Дильбази;
казах.- С. Муканова, С. Бегалина; туркм.- Б. Кербабаева, К. Тангрыкулиева;
узб.- К. Мухамма-ди, Хакима Назира; тадж. - С. Айни, М. Миршакара; эст.
- Эно Рауда; молд.- Е. Букова; кирг.- Ч. Айтматова, ITT. Бейшеналиева;
латыш.-Ю. Ванага, В. Лукса, А. Григулиса; литов.- К. Кубилинскаса, М. Слуцкиса;
даг.- Р. Гамзатова, Р. Рашидова; башк.- М. Карима, А. Бикчентаева; тат.-
Г. Губая; мар. - К. Васина; морд.- Н. Эркая; якут.- С. Данилова и мн. др.
Значит, роль в собирании кадров сов. дет.
писателей сыграли журн. для детей: "Ёж" (1928-35), "Чиж" (1930-41), "Мурзилка"
(с 1924), "Пионер" (с 1924), "Дружные ребята" (1927-53), "Костёр" (1936-47,
возобновлён в 1956) и др. (см. Детские и юношеские журналы).
Пионером сов. драматургии для детей была
А. Бруштейн, она же явилась организатором мн. театров юного зрителя; ею
написано более 60 пьес. В разные годы работали в дет. драматургии С. Маршак,
С. Михалков, В. Катаев, В. Любимова, А. Барто, Е. Шварц, В. Розов, Т. Габбе
и др. Сеть дет. театров в Сов. Союзе чрезвычайно широка.
В СССР издаётся много классич. иностр.
книг и книг совр. авторов в переводах с языков народов социалистич. стран,
а также произв. совр. прогрессивных писателей Запада.
Сов. Д. л. - явление принципиально новое
в истории мировой культуры. Впервые в мире она стала подлинно народной;
по своему идейно-художеств. уровню она стоит в одном ряду с лит-рой для
взрослых. Сов. Д. л. воспитывает своих читателей в духе революц. традиций
и является важной областью общественного, нравственно-эстетич. воспитания
подрастающего поколения. Неустанную заботу о Д. л. проявляют Коммуни-стич.
партия и правительство Сов. Союза (см. пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему
развитию советской детской литературы", принятое в 1969). Переводы лучших
произв. сов. дет. писателей издаются почти на всех языках мира.
Лит.: Белинский В. Г., Чернышевский
Н.Г..Добролюбов Н.А., О детской литературе, М., 1954; Крупская Н. К., О
детской литературе и детском чтении. Статьи и высказывания, М., 1954; Горький
М.,О детской литературе. Статьи и высказывания, письма, 3 изд., М., 1968;
Маршак С. Я.,О большой литературе для маленьких, в кн.: Первый съезд сов.
писателей. Стенографический отчет, М., 1934; его же, Воспитание словом.
Статьи. Заметки. Воспоминания, М., 1964; Бабушкина А. П., История русской
детской литературы, М., 1948; Фучик Ю., О детской литературе, в его кн.:
Избр. очерки и статьи, М., 1950; Макаренко А. С., О детской литературе
и детском чтении. (Статьи, рецензии, письма), М., 1955; Кон Л. Ф., Советская
детская литература. 1917 - 1929, М., 1960; Шкловский В., Старое и новое,
М., 1966; С м и р н о в а В. В., О детях и для детей. 2 изд., М., 1967;
Б р а н-ди с Е., От Эзопа до Джанни Родарп, М.,
1965; Ивич А., Воспитание поколении. О
советской литературе для детей, [4 изд. ], М., 1969; Лупанова И., Полвека.
Советская детская литература. 1917 -1967. Очерки, М., 1969; Старцев И.
И., Детская литература. Библиография. (1918 - 1966), [в. 1 -11], М.- Л.,
1933 -70; его же, Вопросы детской литературы и детского чтения, [в. 1 -
2], М., 1962-67; Советские детские писатели. Биобиблиография, словарь (1917
-1957), М., 1961; Hurlimann В., Euro-paische Kinderbucher in drei Jahrhunderten,
[2 erw. Aufl.], Z.- Freiburg im Breisgau, 1963; Pellowski A., The world
of children's literature, N. Y.- L., 1968; Doyle В., The Who's who of children's
literature, L., 1968; A critical history of children's literature, L.,
1969. А.Ивич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я