ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Д. т. в социалистич. условиях помогает решать одну из главных задач воспитания и образования - развить творческий потенциал будущих строителей коммунистич. общества. Д. т. даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.
Техническое Д. т., одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технич. мышления, содействует повышению науч. уровня образования. Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с пром. и с.-х. производством, достижениями науки и техники. Чаще всего технич. Д. т. проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технич. объектов. Осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий в школе и во внешкольных учреждениях (станции юных техников, дворцы и дома пионеров и школьников, клубы юных техников и др.), а также на уроках труда и других предметов.
В процессе технич. Д. т. наиболее чётко выделяются 4 основных этапа: постановка технич. задачи, сбор и изучение нужной информации, поиски конкретного решения задачи, материальное осуществление творч. замысла.
Первичной и наиболее массовой формой организации технич. Д. т. является технич. кружок. Профиль технич. кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и ма-териально-технич. базой. В младшем школьном возрасте дети ещё не имеют устойчивых технич. интересов, у них наиболее чётко проявляется интерес к машинам вообще, к-рый реализуется в кружках общетехнич. моделирования (простейшие модели и макеты самолётов, кораблей, автомобилей, ракет, с использованием картона, дерева, различных полуфабрикатов и готовых деталей). В среднем школьном возрасте дети увлекаются радиолюбительством и различными видами спортивно-технич. моделизма. У уч-ся старших классов преобладает интерес к реальному проектированию, экспериментам учебно-производственного характера, рационализации производства, моделированию. При поддержке специалистов производства и учёных старшеклассники способны выполнять серьёзные творч. работы рационализаторского и исследовательского характера. В плане спортивно-техническом преобладает конструирование и постройка микролитражных автомобилей, микромотороллеров, катеров, аэросаней и др. В сельских школах создаётся малая с.-х. техника для учебно-опытных участков (микротракторы, мотоплуги, культиваторы и т. п.).
Организация массового технич. Д. т. в СССР относится к нач. 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технич. Д. т. В 1926 в Москве открылась первая детская технич. станция - ДТС (ныне Центральная станция юных техников РСФСР) - специализированный инструктивно-методич. и консультац. центр технич. Д. т. В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во мн. городах страны. В 1938 сов. школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941- на Всесоюзной с.-х. выставке. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении с.-х. машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х - нач. 50-х гг. в технич. Д. т. уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации с. х-ва. В конце 50-х - нач. 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа уч-ся по созданию новых приборов и моделей, различных технич. устройств (модели и приборы по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с.-х. машины, электронные приборы и т. п.). Слёты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере пром. и с.-х. производства, совершенствования уч. пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением. Для конца 60-х гг. характерно появление новых организац. форм технич. Д. т.: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технич. любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технич. творчества молодёжи (СТТМ), составной частью к-рых является технич. Д. т. Лучшие работы в области технич. Д. т. ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. Выставки работ технич. Д. т. проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в технич. Д. т. получила тема космоса, особенно ракетный моделизм. В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской обл. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоде-листов-школьников. Основные сов. журналы по технич. Д. т.: "Моделист-конструктор" (с 1966), "Юный техник" (с 1956).
В СССР технич. Д. т. является своеобразной школой на пути к творч. труду в производстве, технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, учёные, в их числе - акад. Б. Е. Патон, авиаконструкторы С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, лётчики-космонавты Г. С. Титов, А. В. Филипченко и др. Развитию технич. Д. т. активно содействовали и содействуют выдающиеся советские учёные Н. Д. Зелинский, С. И. Вавилов, М. А. Лаврентьев, И. И. Артоболевский, Н. Н. Семёнов, А. А. Ляпунов, лётчики-космонавты Ю. А. Гагарин, А. С. Елисеев и др.
Технич. Д. т. успешно развивается в ряде зарубежных стран. В НРБ и ГДР созданы государственно-общественные системы развития технич. Д. т., направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творч. труду в разных областях техники и науки, участие в работе творч. коллективов взрослых. Предпочтение отдаётся изучению электронной техники, автоматики, технич. кибернетики, машино- и станкостроения. В Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии в технич. Д. т. преобладает моделизм, к-рым занимаются в клубах и др. учреждениях союзов молодёжи, профсоюзов, предприятий, спортивно-технич. и др. организаций, а также в учреждениях системы просвещения. Основная направленность технич. Д. т.- спортивно-техническая. Во всех социалистич. странах издаются журналы по моделизму и технич. любительству.
Технич. Д. т. развито в ряде капита-листич. стран (напр., Великобритании, США, Франции, Финляндии, Швейцарии); оно осуществляется преимущественно индивидуально, в меньшей степени в любительских клубах и обществах различных профилей; носит обычно спортивно-технич. направленность. Издаётся большое число журналов по различным видам моделизма и технич. любительства.
Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе её рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, лит. произведений, художеств, композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Д. т. в области иск-ва активно содействует воспитанию эстетич. вкуса детей, их художеств, образованию.
В раннем возрасте отличительной особенностью художеств. Д. т. является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художеств. Д. т. исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций социалистич. педагогики художеств. Д. т.-по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае высокой одарённости.
Но и одарённые дети нуждаются в серьёзном руководстве (и даже более, чем рядовые).
Проблема пед. руководства - основная науч. практич. проблема развития художеств. Д. т. В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального иск-ва и художественного Д. т., возрастных особенностей, взаимовлияния учителя и ученика, усвоения художественных навыков и традиций и самостоятельного отражения жизни.
Между различными видами художеств. Д. т. существует тесная взаимосвязь, к-рая нашла наиболее убедительное истолкование в теории т. н. сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) - о изменяющейся с возрастом расположенности ребёнка к различным видам художеств, творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к тан-цевально-драматич., изобразительной, лит. и муз. деятельности и изменении восприятия.
Изобразительное Д. т. раньше других видов самодеятельности стало предметом науч.-пед. исследований. Художеств, достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца 19 в. привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли - Великобритания, К. Лампрехт, 3. Левенштейн, Г. Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механич. перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми проф. художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых пед. и художеств, теорий и систем. На бурж. пед. теории оказывают влияние формалистич. художеств, течения, идеалистич. взгляды на историю и духовное развитие человека (биогене-тич. теория, психоанализ 3. Фрейда, архетипы К. Юнга и т.п.). В 20-е гг. 20 в. австр. педагог Ф. Чижек выдвинул идею свободы и неприкосновенности детского художеств, выражения в рисунке, приведшую его последователей к попыткам полного устранения учебных моментов, педоцентризму и "педагогическому невмешательству". В 30-50-е гг. бурж. теории Д. т. приобрели философско-психологич. уклон (В. Лоунфельд - США, Г. Рид -Великобритания, С. Френе - Франция). Получила распространение и теория естественного развёртывания художеств, потенции (Г. Бритш - Швейцария). Наиболее влиятельной была амер. школа. В 60-е гг. наметился возврат к реалистич. тенденциям в теории и практике руководства изобразительным Д. т. Одновременно получил хождение узкий практицизм, ориентация на воспитание пассивного "культурного потребителя" художеств, ценностей.
В СССР сложилась гос. система художеств, воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых сов. теоретиков художеств. Д. т. был А. В. Баку-шинский. Сов. художеств, воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетич. теорией и практикой "пед. невмешательства" перешло к систематич. накоплению фактов о развитии Д. т. в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистич. изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным Д. т. подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты мн. стран активно изучают теорию изобразительного Д. т., разработанную в СССР Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским, В. И. Кире-енко, Г. В. Лабунской, Е. Е. Рожковой, Н. П. Сакулиной, Е. А. флериной.
Изобразительное творчество - самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребёнок начинает, как правило, с 3-4 лет. Изображение малыша наглядно-действенно. Наряду с рисованием ему особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности. Позднее детский рисунок - это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью. С 9-10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. При отсутствии достаточного обучения рисунок перестаёт отвечать более зрелым требованиям юного автора, и он бросает рисовать. В условиях систематич. обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу предметного рисунка" с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов (В. С. Щербаков) показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творч. качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве своё призвание. Возросшие духовные возможности подростка способствуют формированию полноценного восприятия произведений проф. иск-ва и мирового художественного наследия.
Элементы литературного Д. т. проявляются у ребёнка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - лит. Д. т. является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирич. и эпич. элементами в Д. т., более того, трудно отделить лит. творчество от др. видов художеств, деятельности: ребёнок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом,- всё это отражает синкретизм Д. т. С возрастом лит. творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности лит. произведений, и создание их становится целью творч. процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным лит. жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творч. начало проявляется и в наиболее массовом виде лит. творчества подростков и юношества -школьном сочинении. Литературно-творч. способности уч-ся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, лит. кружках и др.
Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений иск-ва, а как один из методов муз. воспитания. С большим вниманием относились к муз. Д. т. выдающиеся сов. музыканты-педагоги и теоретики Б. В.
Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы муз. Д. т. широко исследовались Ин-том дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в муз. воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.
Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться т. н. релятивная система муз. обучения, в к-рой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе нац. муз. традиций выдающимся венг. композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в т. ч. СССР) применительно к своим нац. муз. традициям.
В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.
В исполнительских видах художеств. деятельности детей (в театральных, хо-реографич., хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, муз. произведения, читаемого текста.
Развитию художеств. Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки лит-ры, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия иск-вом в общеобразовательной школе; различные ученические художеств. кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просвет. учреждениях; сеть муз. и спец. художеств. школ для одарённых детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художеств. Д. т. Всё более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.
В нач. 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетич. воспитании детей и развитии художественного Д. т. в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художеств, воспитания, спец. научно-методич. учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам иск-ва, коллективы детской художеств. самодеятельности. В 1952 дома художеств, воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центр. дом художеств, воспитания в Москве в 1946 преобразован в Ин-т АПН РСФСР, ныне Н.-и. ин-т художеств, воспитания АПН СССР).
Изучение Д. т. сосредоточено в н.-и. ин-тах Академии пед. наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и проф. ориентации, художественного -в НИИ художеств, воспитания.
Музейные коллекции произв. художеств. Д. т. имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художеств. Д. т. есть в Индии (Дели), Югосла-вии (Нови-Сад), Франции (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке, Колумбийском ун-те и др.). С конца 19 в.-позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО -действуют междунар. организации, способствующие развитию художеств. Д. т.
Лит.:
Толмачев В., Техническое любительство, М.- Л., 1932;
Куличенко В. Ф. и Волков А. И., Будущие инженеры, М., 1937;
Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 1961;
Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 1962;
Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 1964;
Комский Д. М., Столяров Ю. С., Автоматика и кибернетика в физико-техническом кружке, М., 1964;
Столяров Ю., Юные конструкторы и техническое творчество, М., 1966;
Техническое творчество школьников. Сборник, М., 1969;
Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925;
Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968;
Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967;
Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961;
Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник, М., 1969;
Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965;
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве, М., 1965;
Толстой Л. Н., Собр. соч. в 20 томах, т. 15, М., 1964;
Чуковский К.И., От двух до пяти, 19 изд., М., 1966;
Harris D., Children's drawings as measures of intellectual maturity. N. Y., 1963;
LowenfeldV., Creative and mental growth, 4ed., N. Y.. 1964;
Read H., Education through art, L., 1965;
Ю. С. Столяров, Б. П. Юсов, В.И. Лейбсон.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я