ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(от лат. defectus -
недостаток и ...логия), научная отрасль, изучающая закономерности
и особенности развития детей с физическими и психич. недостатками и вопросы
их обучения и воспитания.
В Д. входят специальные педагогики: сурдопедагогика
(изучающая
процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха);
тифлопедагогика
(процессы
воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика
(проблемы
воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия
(проблемы
изучения и исправления недостатков речи). Д. включает также проблемы обучения
и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или
глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся
специальная психология, охватывающая психологич. изучение детей с упомянутыми
выше дефектами развития, а также сурдотехника и
тифло-техника,
разрабатывающие
технич. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д. продолжается
дифференциация и возникновение новых областей (напр., области изучения
детей с временными задержками психич. развития, с двигательными нарушениями
и др.); в область Д. включаются вопросы, связанные с общеобразоват. и проф.
подготовкой взрослых с дефектами, напр, зрения и слуха.
Как целостная отрасль знания Д. складывается
в результате развития и сближения отдельных её областей, установления общих
закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами
дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение
комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием
педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов.
Клинико-физиологическое и психологическое
изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих
в Д. спец. педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов
о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным
типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации
недостатков их развития через систему спец. обучения и воспитания, включая
их подготовку к общественно полезному труду.
Д. тесно связана с рядом смежных наук -
невропатологией, патофизиологией, общей и мед. генетикой, патопси-хол'огией,
педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и
др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук, а также
для теории познания.
Сов. Д. сложилась в борьбе с идеали-стич.
концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими
теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей,
сводившими осн. задачу Д. к приспособлению аномальных детей к элементарному
физическому труду. Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодательные
акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено
в общегос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязательное
обучение этих детей, а также созданы спец. н.-и. учреждения и уч. заведения
для подготовки специалистов-дефектологов (см. в ст. Педагогическое образование).
Научная
разработка вопросов Д. в СССР ведётся в Н.-и. ин-те дефектологии АПН СССР
(Москва), ин-тах педагогики и психологии УССР (Киев) и в нек-рых др. научных
учреждениях, а также на кафедрах дефектологич. ф-тов пед. ин-тов. Значительная
научно-методическая работа проводится учителями спец. школ. Выходили сборники
ч Учебно-воспитательная работа в специальных школах" (1940-57) и "Специальная
школа" (1958-68). С 1969 издаётся журн. "Дефектология".
За рубежом (кроме социалистич. стран) вместо
понятия Д. применяется более ограниченное понятие "специальное обучение"
(special education), сужающее область Д. как науки и имеющее в значит,
мере прагматич. направленность. В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено
также более узкое понятие "лечебная педагогика" ("Heilpadagogik").
Лит.; Д о б р о в а А. Д., Очерк
истории советской дефектологии (1917 - 1929), М., 1952 (дисс.); Основы
обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965; Дьячков А. И., Развитие
советской дефектологии, "Советская педагогика", 1967, >Jb 9; Дефектологический
словарь, 2 изд., М., 1970.
В. И. Лубовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я