ДЖАЙНИЗМ
одно из основных религиозно-филос.
учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий
проповедник Вардхама-на, к-рому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого
героя") и Джины ("победителя") - отсюда назв. учения. В ходе своего развития
Д. разделился на ряд сект, из к-рых наиболее значительные: секта дигамбаров,
т. е. обнажённых (букв. - "одетых странами света"), и секта шветамбаров
("одетых в белое"). Ядро религ.-филос. лит-ры Д.- джайн-ский канон (в основе
к-рого лежат т. н. Джайна-сутры). Среди неканонич. лит-ры наибольший интерес
представляют сочинения Умашрати (1 в. дон. э.) и Сидд-хасены Диракара (6
в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на
ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет
Вед,
открыл
доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).
Учение о дживах, или живых существах, и
свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном,
является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность к-рого
заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении
с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу
в состояние страдания, к-рое и служит отличит, признаком несовершенного
бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти
дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются
дживы, представляющие формы, в к-рые выливается существование неорга-нич.
веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму
животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д.- только одна из форм несовершенного
бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально
одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху
иерархии джив находятся "освобождённые" дживы, для к-рых не существует
материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование,
и они способны полностью управлять собств. бытием. Освобождения могут достичь
только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы паз.
Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается
последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).
Осн. путём к "освобождению" Д. считает
аскетизм. Аскетич. принципы Д. предусматривают активное истребление телесного
элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо
отказа от одежды, строгого поста и пр., всевозможные мучения и истязания).
Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют
неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения
малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного
и, в частности, нравств. значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетич.
образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения,
отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также
подчёркивающих важность аскетизма. Практич. часть Д. включает определ.
обрядность, к-рая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности,
выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое
почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).
Д., в отличие от буддизма, строго онто-логичен
- имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное,
признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций.
Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду
с дживами и адживами, представляющими две осн. сущности (таттвы) онтологии
Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений
и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определ. образом классифицируется
и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую),
представляющую нечто вроде "силы", и грубую, ощущаемую органами чувств
и делимую на атомы (ану).
Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил
здесь своё влияние. В нач. 70-х гг. в Индии (гл. обр. в Гуджарате и Раджастхане)
насчитывалось неск. миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих
к торг, и ремесл. кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна
земледелие, т. к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ).
Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в совр. Индии значит, финансовую
и экономич. силу. Последователи Д. имеют неск. десятков институтов и колледжей
и ряд журналов.
Лит.: Радхакришнан С., Индийская
философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240 -89; G 1 a s е п а р р
Н., Der Jainismus. Eine indische Erlosungsreligion, В., 1925; Champat Rai
Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; S с h u b-ring W., Die Lehre
der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, В., 1935; Т h o-m a s P.,
Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. В. П. Лучина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я