ДЖАКАРТА

ДЖАКАРТА (Djakarta), столица Индонезии.
Расположена на сев.-зап. побережье о. Ява, при впадении р. Чиливунг в Яванское
м. Климат тропический экваториальный; среднегодовая темп-ра 27 °С; осадков
1784 мм в год; влажность 80%. Административно Д. вместе с пригородами
образует особую единицу - Большую Д. Пл. Большой Д. 577 км2.
Нас. 4,4 млн. чел. (1970). Город быстро растёт: 681 тыс. жит. в 1941, 1933
тыс. жит. в 1957 и 2906,5 тыс. жит. в 1961. Гор. управление в Д. осуществляется
выборным муниципальным советом во главе с мэром города.


В 16 в. на месте совр. Д. находился г.
Сундакелапа, в 1527 он присоединён к Бантаму и переименован в Джаякерту,
в нач. 17 в. разрушен голландцами. В 1619 на месте Джаякерты голландцы
построили крепость Батавия. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то
же название. До конца голл. господства в Индонезии (1945) Батавия была
резиденцией ген.-губернатора и столицей колонии. С нач. 20 в. город стал
крупным центром индонез. нац.-освободит. движения.


Джакарта. На переднем плане один из городских
каналов.


17 авг. 1945 здесь была провозглашена независимость
Индонезии и город стал столицей Республики Индонезия (кроме 1946-49, когда
столица в связи с голл. агрессией была временно в Джокьякарте); в
1949 Батавия переименована в Д. Д.- крупный экономии, центр страны. Пром-сть
Д. связана с переработкой местной продукции (частично рассчитана на экспорт)
и привозного сырья (в значит, мере для обслуживания портового х-ва). Предприятия
пищ. (рисоочистит., чае-и кофеобрабат., муком., рыбообрабат., маслоб.)
пром-сти, по обработке каучука, произ-ву резиновых и кож.-обув, изделий,
текст., швейные. Металлообработка и машиностроение, в т. ч. судоремонтные
верфи, машиносборочные з-ды, механич. мастерские и др. Многочисл. ремёсла
поставляют предметы обихода и художеств, изделия. В экономике Д. значит.
?оль принадлежит иностр. капиталу; за 967-68 ок. '/2 всех заявок иностр.
инвесторов на капиталовложения в Индонезии пришлось на район Большой Д.
В столице находятся отделения крупнейших амер., япон., зап.-герм. и др.
иностр. банков и фирм.


Д.- узел междунар. морских и воздушных
сообщений. Порт Д.- Танджунг-приок - расположен к В. от города и связан
с ним жел. дорогой, автострадой и судоходным каналом. Через порт проходит
значит, часть внешнеторг. оборота страны (вывозятся каучук, чаи, кофе,
хинин, тростниковый сахар и др. продукция с.-х. тропич. земледелия; ввозят
преим. пром. оборудование). Столичный аэропорт - Кемайоран.


На терр. ист. ядра города (сев. часть Д.)
-каналы, дома 17-18 вв., Пенанг-ские ворота (1671), португ. церковь (1695),
старая ратуша (1710-12). Новые районы Большой Д., регулярно распланированные,
включают сооружения 19-20 вв. в духе вост. и европ. архитектуры-Дворец
президента и вице-президента, Центр, госпиталь, Мин-во иностр. дел, а также
Монумент независимости (бронза, 1964, сов. скульптор М. Г. Манизер, сов.
арх. И. Е. Рожин). На Ю.-З. Д. проведено большое стр-во жилых (1-2-этажные
коттеджи), многоэтажных торговых, пром. зданий и культурных сооружений
(спортивный комплекс, 1956-62, сов. арх. Р. И. Семерджиев и др.) в совр.
формах, с учётом местных клима-тич. условий.


В Д. находятся гос. Индонезийский ун-т,
неск. частных ун-тов, нац. технич. ин-т; Ин-т наук Индонезии, Ин-т индонезийской
культуры и др. науч. учреждения и общества; Публичная б-ка (св. 42 тыс.
тт.), б-ка Музея при Ин-те индонезийской культуры (350 тыс. тт.) и др.;
Музей при Ин-те индонезийской культуры, Гор. музей, Картинная галерея;
работают театры "Отель Индонезия" и "Кечил".


Лит.: Djakarta dewasaini, [Djakarta,
1955].

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я