ДЖАМИ
Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад
(7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан,-9.11.1492, Герат), персидский
и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классич. периода
поэзии на яз. фарси. Род. в семье влиятельного духовного лица. Получив
образование в Герате и Самарканде, Д. отказался от придворной карьеры и
примкнул ксуфийскому ордену "накшбандийе" (см. Суфизм), привлекшему
поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности
гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Д. относятся прозаич.
суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы "Золотая цепь" (своего рода
энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произв., как трактаты
о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (муамма)
- труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в.
Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары,
визиром к-рого был ученик и покровитель Д. Алишер Навои, значительно
укрепил положение Д. Период расцвета его лит. деятельности, наступивший
после 1474, открывается религ.-филос. касыдами "Море тайн" (1475)
и "Сияние духа", в к-рых Д. осуждает рационализм Ибн Сины, и сб.
биографий суфийских святых "Дуновения дружбы из обители святости" (1476-78).
В 1480-87 Д. завершает цикл поэм "Семь корон" ("Созвездие Большой Медведицы").
В вошедших в него поэмах "Сала-ман и Абсаль", "Юсуф и Зулейха" и "Лейли
и Меджнун" поэт использует классич. жанр любовной повести для изложения
суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е.
божественной, любви. Поэма "Дар благородным" (1481-82) включает 20 притч,
содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы "Чётки
праведников" (1482-83) и "Золотая цепь" (ч. 2-3, 1485-86) примечательны
разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному
управлению страной. Заключает цикл "Книга мудрости Искандара" (1486-87)
- поэтич. ответ на "Искан-дар-наме" Низами.
Последние годы жизни Д. ознаменованы созданием
"Бахаристана" (1487), трёх лирич. диванов (1479-91) и "Трактата о музыке".
Задуманный как ответ на "Гулистан" Сзади "Бахаристан" состоит из прозаич.
рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой
моралыю-этич. кодекс, каким он должен быть по представлениям Д.
Проникнутое высокими этическими идеалами
гуманистич. творчество Д. оказало огромное влияние на развитие как персоязычной
лит-ры, так и мн. др. литератур мусульм. мира.
Соч.: Бахаристан (текст и нем. пер. О.
Н. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Нафахат-ол-онс, Тегеран,
1336г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, ч.. 1 - 5, Душанбе, 1964;
в рус. пер. -Избранное, М., 1955; Трактат о музыке, Таш., 1960; Юсуф и
Зулейха, М., 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967.
Джамбулская область. 1. Добыча фосфоритов
на Каратауском горнохимическом комбинате. 2. Джамбулская ГРЭС. 3. Уборка
кукурузы в Мойынкумском районе.
Лит.: Бертельс Е. Э., Навои и Джами,
М., 1965; А. Джами. Сб. статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Аб-даррахмана
Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР, Таш., 1965; Б р
а г и н с к и й И. С., 12 миниатюр, [М., 1966]; История персидской и таджикской
литературы. Под ред. Яна Рипки, М., 1970; Хек-мат А. А., Джами, Тегеран,
1320 г. с. х. (1941). А.Н.Болдырев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я