ДЖЕМС
Джеймс (James) Уильям (11.1.1842,
Нью-Йорк,-16.8.1910, Чо-коруа, Нью-Хэмпшир), американский философ-идеалист
и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. физиологии и
психологии, затем философии Гарвардского ун-та (1872-1907). Во взглядах
Д. противоречиво сочетались эмпиризм и биологизм с крайним индивидуализмом,
утверждением свободы воли и элементами мистицизма. Развивая идеи Ч. Пирса,
Д.
выдвинул новый, "прагматический" критерий истинности, согласно которому
истинно то, что отвечает практической успешности действия. Истина, по Д.,
"... просто выгодное в образе нашего мышления" ("Pragmatism", N. Y., 1963,
p. 98). Д. пытался стать над материализмом и идеализмом, объявляя единств,
реальностью непосредственный чувственный опыт индивида (т. н. радикальный
эмпиризм). Первичный материал опыта "нейтрален", но его элементы могут
выступать в процессе познания и как физическое, и как психическое в целях
прак-тич. удобства. Мысли, согласно Д., как и вещи, состоят из ощущений
и впечатлений (см. "Существует ли сознание?", 1904, в сб.: Новые идеи в
философии, сб. 4, 1913), что сближает позиции Д. с махизмом. В.
И. Ленин считал различия между махизмом и прагматизмом Д. в понимании опыта
"ничтожными и деся-тистепенными" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18,
с. 363, прим.). В психологии Д. выступил против ассоцианизма, развив,
в противовес ему, свою концепцию "потока сознания" - непрерывно сменяющих
друг друга целостных и индивидуальных психич. состояний, смена которых
отражает физиологич. процессы в организме. Д. выдвигает на первый план
принцип активности пси-хич. жизни и примат в ней воли и интереса. Психика,
по Д., обладает жизненной, "функциональной" ценностью, будучи орудием биологич.
выживания индивида. Учение Д. об эмоциях как выражении телесных движений
послужило одним из истоков позднейшего бихевиоризма. В работах по
психологии религии Д. сводил религию к индивидуальным переживаниям, подлежащим
науч. анализу, и в то же время с позиций прагматизма защищал религию, к-рая
"истинна" постольку, поскольку полезна, т. к. она якобы придаёт уверенность
и устойчивость существованию. Д. также активно занимался парапсихологич.
опытами и спиритизмом.
В своих политич. воззрениях Д.-представитель
бурж. либерализма.
Соч.: Principles of psychology, v. 1 -
2, N. Y., 1890; в рус. пер. - Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость
веры от воли, СПБ, 1904; Многообразие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм,
СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911.
Лит.: Быховский Б. Э., Прагматизм
и "радикальный эмпиризм" У. Джемса, в сб.: В. И. Ленин и вопросы марксистской
философии, М., 1960; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия
эпохи империализма, М., 1964, гл. 4, § 1; Perry R. В., Thought and character
of W. James, v. 1-2, Boston, 1935; М о r-ri s L. R., W.James, N. Y., 1950;
Wild J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969. См. также лит-ру
при ст. Прагматизм. Б. Э. Быховский, Д. Н. Ляликов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я