ДЖОРДЖОНЕ

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione) (собственно
Джорджо Барбарелли да К а с-тельфранко; Barbarelli da Castel-franco) (1476
или 1477, Кастельфранко, Венето,- сент. или окт. 1510, Венеция), итальянский
живописец венецианской школы, один из основоположников искусства
Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был
близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант.
В 1507-08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое
подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).


Осн. область творчества Д. - светская станковая
живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних
произв., выполненных до 1505 ("Поклонение пастухов", Нац. гал. искусства,
Вашингтон; "Мадонна со св. Франциском и Либералием", собор в Кастельфранко;
"Юдифь", илл. см. т. 5, вклейка к стр. 272), проявляется гл. особенность
иск-ва Д.- поэтич. представление о богатстве таящихся в мире и человеке
жизненных сил, присутствие к-рых раскрывается не в действии, а в состоянии
всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в
природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произв.
Д. 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной
атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного
замысла, что придаёт его работам черты недосказанности (-"Гроза", Гал.
Академии, Венеция; "Три философа", Художественно-ист, музей, Вена). Общая
направленность творчества Д. определила интимно-лирич. эмоциональную окраску
выполненных им портретов [портрет юноши, Карт, гал., Берлин-Далем; женский
портрет (т. н. "Лаура"), Художественно-ист, музей, Вена; портрет А. Броккардо,
Музей изобразит, иск-в, Будапешт], а также его интерес к самостоят, выразительности
природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа.
В поздних произв. Д. ("Спящая Венера", илл. см. на вклейке к стр. 216;
"Сельский концерт", Лувр, Париж) полностью определилась гл. тема творчества
художника - гар-монич. единство человека и природы. Её воплощению служат
открытия Д. в области художеств, языка, сыгравшие важную роль в развитии
европ. масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодич. выразительность
контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органич. слияния
человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности
картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию гл. цветовых
пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями
освещения и тяготеющих к тональному единству. Творч. концепция Д. своеобразно
преломила совр. ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование
венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость
в красоту человека и земного бытия. Художеств. наследие Д. оказало преобразующее
воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её
яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника
(Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили
дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.


Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне,
М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27
- 42; Лазарев В. Н., Выставка "Джорджоне и джорджонески" в Венеции, "Искусство",
1956, М°1; Vеinturi L., Giorgione e il gior-gionismo, Mil., 1913; Z am
petti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia,
1955; В aid ass L., Heinz G., Giorgione, W.- Munch., 1964. М.И. Свидерская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я