ДЖОТТО
ди Бондоне (Giotto di Bondone)
[1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана,- 8. 1. 1337, Флоренция],
итальянский живописец. Представитель иск-ва Проторенессанса. Учился,
по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280-90). Работал гл. обр. в
Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников
и граждан Флоренции, где с 1334 руководил стр-вом собора и гор. укреплений.
С именем Д. связан переворот в развитии
итал. живописи. Смело порывая со ср.-век. художеств, канонами и традициями
итало-византийской живописи, Д. вносит в религ. сюжеты земное начало. Сцены
евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью,
превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних
работ Д. относятся нек-рые из фресок Верхней церкви Сан-франческо в Ассизи
(между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные
произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство
Д.). В нач. 1300-х гг. Д. посетил Рим. Знакомство -с позднеантич. живописью
и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304-06
Д. создаёт своё гл. произведение - росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель
Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают
в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в
виде ряда драматич. эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени
и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценич.
площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый,
праздничный колорит делают росписи выдающимся произв. проторенессансной
живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают
становление представлений о ценности человеч. личности и земного бытия.
В нач. 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300-02;
фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди к-рых
наиболее известна "Мадонна во славе" ("Мадонна Оньис-санти"; 1310-20, Гал.
Уффици, Флоренция). Сохраняя традиц. композицию, Д. достигает большей убедительности
пространственного построения, монументальности и внутренней значительности
образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци
(ок. 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы
житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически
связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью,
архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.
Д. приписывают проект кампаниям (колокольни)
флорентийского собора, к-рой при готич. характере декора свойственны ясная
расчленённость и ритмич. соразмерность частей (стр-во начато в 1334, продолжено
в 1337-43 Андреа Пизано, завершено ок. 1359 Ф. Таленти). Творчество Д.
оказало огромное влияние на развитие итал. иск-ва, к-рое сказывалось как
в работах его учеников (Таддео Гад-ди), так и в произв. многих крупнейших
мастеров 14-15 вв. (Альтикьеро, Аван-цо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого
Возрождения (Микеланджело).
Илл. см. на вклейке к стр. 217.
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское
искусство эпохи Данте и Джотто, М. -Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение
итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110-22; [Данилова И.], Джотто.
[Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958: Salvini R. (red.), Tutta
la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci M., Giotto, Firenze, [1966];
V i-gorelli G., Baccheschi E., L'ope-ra completa di Giotto, Mil., 1966.
И. Е. Данилова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я