ДЗЁРУРИ
вид песенного сказа, а
также кукольного театра в Японии. Название происходит от "Сказа о Дзёрури
в 12 песнях" (1530), в к-ром повествуется о возлюбленной героя ср.-век.
япон. эпоса Иосицунэ. Исполнение "Сказа" сопровождалось игрой на муз. инструменте
биве, а после 1560 на новом семиструнном муз. инструменте - сямисэне. В
1600 исполнение Д. объединилось с кукольным представлением, в результате
чего возник новый, позднее ставший традиционным кукольный театр Д. В сер.
17 в. складывается два вида Д.- героич. (дзидай) и бытовой (сэва). Расцвет
Д. приходится на кон. 17 - нач. 18 вв. и связан с деятельностью театра
Такэмотодза, основанного в 1684 в Киото. Здесь работали один из корифеев
япон. драматургии Тикамацу Мондза-эмон (1653-1724) и певец-сказитель Такэ-мото
Гидаю (1651-1714) - создатель канонич. стиля исполнения Д. Имя "ги-даю"
стало нарицательным для всех чтецов Д. Пьесы Д. ставятся также на сцене
японского классического театра кабуки, где часть реплик произносят
актёры.
Лит.: К о н р а д Н. И., Японский
театр, в кн.: Восточный театр, М. -Л., 1929; Тикамацу Мондзаэмон, Драматические
поэмы, пер. с япон., [М., 1968]; Гундзи Масакацу, Японский театр кабуки,
пер. с япон., М., 1969; Энгэки хякка дайдзитэн, (Театральная энциклопедия),
т. 3, Токио, 1969; Hironaga Shuzaburo, Bun-raku. Japan's unique puppet
theatre, Tokyo, [1964]. Л. Д. Гришелёва.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я