ДЗЭН
одно из течений дальневост.
буддизма.
Само
слово "Д."- япон. произношение кит. иероглифич. транскрипции санскр. термина
дхьяна (медитация, самоуглубление), кит. произношение -чань. Д. сложился
в Китае в 6-7 вв. под сильным влиянием даосизма, у к-рого Д. заимствовал
пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах
и её можно постичь лишь путём внутр. скачка, освободив сознание не только
от проторённых путей, к-рыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для
Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь
к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художеств,
языка Д.- лаконичный намёк и ритмич. пауза. На первое место выдвигается
импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты
как выражение "свободы духа" в обществе, где свободное мыслимо только как
нечаянное, необдуманное, юродское.
Первым патриархом Д. в Китае считается
инд. проповедник Бодхидхарма (нач. 6 в.), но решающую роль сыграли шестой
патриарх Хуэй-нэн (638-713), а также Шэнь-сю (605-706). Период расцвета
Д. в Китае продолжался до9 в.; в Японии Д. появился в 12-13 вв.; он продолжает
оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до наст,
времени. Д., в к-ром творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал
огромное влияние на кит. живопись, каллиграфию и поэзию и на япон. культуру,
особенно начиная с периода Муромати (14-16 вв.).
Своеобразный (вульгаризированный) вариант
Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации.
Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие,
"Народы Азии и Африки", 1964, № 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М.,
Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966,
№ 3; S u z u k i D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1-3, L., 1953; Watts
A., Way of Zen, N. Y., 1957; В 1 у t h R. H., Zen and zen classics, v.
1 - 5, Tokyo, 1960-66.
Г. С. Померанц.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я