"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ" выдающееся
философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение
диалектико-материалистич. понимания важнейших проблем теоретич. естествознания.
"Д. п." - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи,
к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей
и 169 заметок и фрагментов. Замысел "Д. п." изложен в письме Ф. Энгельса
К. Марксу от 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана
в 1873-76. Осн. часть "Д. п." была написана в 1873-82. Кроме того, к "Д.
п." Ф. Энгельс отнёс 3 заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся
к его произв. "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Работа над "Д. п."
была прервана смертью К. Маркса; после этого Ф. Энгельс вынужден был посвятить
всё своё время завершению "Капитала" и руководству между нар. рабочим движением.


Задача, к-рую ставил перед собой Ф. Энгельс
при работе над "Д. п.", сформулирована в предисловии ко 2-му изд. "Анти-Дюринг".
Ф. Энгельс, описывая ход своих естественнонаучных занятий, отмечает: "...дело
шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем
не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос
бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы
движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий,...
для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в
природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее" (Маркс
К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 11, 12). Т. о., задача состояла
в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать
необходимость сознат. мате-риалистич. диалектики в естествознании и изгнать
из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистич.
обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать
всеобщность осн. законов ма-териалистич. диалектики.


О структуре "Д. п." можно судить на основании
наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878; 11 пунктов
этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1-3);
классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4-5); критика агностицизма,
идеализма и метафизики в естествознании (6-11). Однако фактич. содержание
"Д. п." не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особенно
фрагментарно представлена последняя часть.


В статьях и фрагментах, относящихся к общей
(первой) части, Ф. Энгельс исследует достижения естеств. наук начиная с
эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием
произ-ва и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает,
что "...в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая
концепция стала невозможной", что "возврат к диалектике совершается бессознательно,
поэтому противоречиво и медленно" (там же, с. 343). Ф. Энгельс выделяет
2 осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и
классич. нем. философия от И.Канта до Г. Гегеля), подвергает критике идеа-листич.
диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании
(закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших
диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу - сознательно
овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (см. там же, с. 343-72,
500-25). Ф. Энгельс даёт определение диалектики и перечисляет её осн. законы.
Диалектика есть ".. .наука о всеобщей связи" (там же, с. 343), "...наука
о наиболее общих законах всякого движения" (там же, с. 582). Эти законы
сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон
взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания.
Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику
мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика
есть высший метод мышления. Ф. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать
руководство по диалектике: "Мы не собираемся здесь писать руководство по
диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются
действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и
для теоретического естествознания" (там же, с. 385, см. также с. 526-57).


Центр, идеей основной (второй) части "Д.
п." является классификация форм движения материи и соответственно этому
классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения
- это простое перемещение, высшая - мышление. Осн. формы, к-рые изучаются
естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая
низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка в высшую
форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент
низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь
на эту центр, идею, Ф. Энгельс последовательно рассматривает диалектич.
содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от
одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой.
При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности и матем.
абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике - учение о превращении
энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения
и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания
к истории общества образует разработанная Ф. Энгельсом трудовая теория
происхождения человека (см. там же, с. 486-99).


В критич. части своего труда Ф. Энгельс
показывает односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного
реакц. мировоззрения в естествознании.


Исследуя диалектику природы, ф. Энгельс
опирался на достижения совр. ему естествознания. Вполне закономерно, что
за прошедшие десятилетия бурного развития всех естеств. наук отдельные
частности "Д. п." не могли не устареть. Однако общая методология и общая
концепция этой книги до сих пор сохраняют своё непреходящее значение. Идеи
"Д. п." получили отражение в произведениях Ф. Энгельса "Анти-Дюринг" и
"Людвиг Фейербах...". Эти идеи были развиты в труде В. И. Ленина "Материализм
и эмпириокритицизм" и в работах философов и естественников-марксистов.


При жизни Энгельса <Д. п." не публиковалась.
В течение 30 лет после его смерти рукопись оставалась в архивах нем. социал-демократов.
За это время были опубликованы только 2 статьи, включённые Ф. Энгельсом
в состав "Д. п.": "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
- в 1896 в журн. "Die Neue Zeit" (Штутгарт) (рус. пер. 1906) и "Естествознание
в мире духов" - в 1898 в ежегоднике "Illustrirter Neue Welt-Ka-lender"
(Гамбург).


Полностью "Д. п." была впервые опубликована
в 1925 в СССР Ин-том Маркса и Энгельса параллельно на языке оригинала и
в переводе на рус. язык ("Архив Маркса и Энгельса", кн. 2, ред. Д. Б. Рязанов).
Впоследствии "Д. п." неоднократно переиздавалась, при этом уточнялась расшифровка
рукописи, улучшался перевод, совершенствовалась система расположения материала,
обогащался научно-справочный аппарат. После публикации 1925 важнейшими
были: издание на языке оригинала в 1935 (Marx-Engels Gesamtausgabe. F.
Engels, "Herrn Eugen Duhrings Umwalzung der Wissenschaft. Dialektik der
Natur", Sonderausgabe, Moskau-Leningrad, 1935), рус. изд. 1941 и публикация
"Д. п." 1961 в 20-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Сложная задача правильного
расположения глав и фрагментов "Д. п." была впервые разрешена в изд. 1941
(подготовил В. К. Бру-шлинский), весь материал рукописи удалось расположить
в соответствии с осн. линиями плана Ф. Энгельса.


На основе публикации 1925 текст "Д.п."
в улучшенном виде был напечатан в 1927 в нем. изд. "Архива Маркса и Энгельса"
("Marx-Engels-Archiv", Bd 2), в 1929-36 вышло неск. отдельных изд. на рус.
языке, в 1931 "Д. п." была напечатана в 14-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 1931 в Софии был издан болг. перевод, в 1932 в Харькове - пер. на укр.
яз. и в 1936 в Ереване - на арм. яз.


На основе издания 1935 с 1940 вышло неск.
изданий в Великобритании и США, в 1941 в Аргентине, в 1948 в Японии, в
1950 во Франции и Италии.


Русское издание переиздавалось неск. раз
в 1946-55; было переведено на укр. (1949), латыш. (1949), арм. (1950),
груз. (1950), белорус. (1954), литов. (1960), эст. (1962), азерб. (1966),
туркм. (1969), англ. (Москва, 1954, Лондон, 1955, Торонто, 1956), тамильский
(Москва, 1969) языки. В 1959 по образцу рус. издания 1941 в ГДР вышло 1-е
изд. на языке оригинала. Аналогичные издания вышли в Болгарии (1950), Чехословакии
- на чеш. (1950) и словац. (1954) языках, Венгрии (1952), Польше (1952),
Франции (1952), Югославии - на словен. языке (1953), Японии (1953), Румынии
(1954), Италии (1955), Китае (1955), Корее (1957), Мексике (1961), Вьетнаме
(1963).


В основу публикации "Д. п." в 20-м т. 2-го
изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (1961) было положено издание 1941. Аналогичные
издания этого тома вышли в ГДР (1962), Венгрии (1963), Румынии (1964),
Болгарии (1965), на Украине (1965), в Японии (1968) и должны выйти в Китае,
Корее, Польше, Чехословакии, а также на англ, и итал. языках в составе
Соч. Маркса и Энгельса. По тексту 20-го т. "Д. п." была издана отд. книгой
в 1964, 1965 и 1969.


Т. о., полный текст "Д. п." был издан в
18 странах на 27 языках не менее 100 раз. В СССР - "Д. п. " издавалась
полностью на 13 языках более 50 раз общим тиражом св. 2,5 млн. экз. (на
1 янв. 1970).


Лит.: Кедров Б. М.,О произведении
Ф. Энгельса "Диалектика природы", 2 изд., М., 1954; его же, Классификация
наук, кн. 1 - Энгельс и его предшественники, М., 1961; его же, Энгельс
и диалектика естествознания, М., 1970; Кольман Э.,О работе Энгельса "Диалектика
природы", [М.], 1946; Максимов А. А., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика
природы", М., 1946; Xолдеин Д ж. Б. С., Предисловие к первому изданию на
английском языке "Диалектики природы" Ф. Энгельса, "Природа", 1968, № 9.
Г.
А. Багатирия.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я