ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ т еология
кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20-30-х
гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом
и
близкое к нему по происхождению и установкам (напр., в стремлении опереться
на наследие С. Къеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т.
был глубокий кризис устоев европ. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й
мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы
в 1921-22 в работах нем. теологов К. Барта, Э. Брукнера, Р.
Бультмана,
Ф.
Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. "Zwischen den Zeiten".
Манифестом Д. т. явилась кн. Барта "Толкование на послание ап. Павла к
римлянам" (2 изд., 1922). В качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы
принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие.
Исходный пункт Д. т.-безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры
через к.-л. интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию",
к-рую Д. т. резко противопоставляет "вере". "Религия" -свод заранее данных
приёмов обращения с богом, "вера" - событие непредусмотренной встречи с
богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря к-рой
человек получает под видом образа бога собств. мистифицированный образ,
Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропологизмом
Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений
и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению
ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве
обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов,
есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса
всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Romer-brief, Munch.,
1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма
драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой
беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно
многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования
М. Хайдег-гера и К. Ясперса.


В ист. перспективе учение Д. т. предстаёт
как возвращение к осн. идейным мотивам инициаторов Реформации -Лютера
и
Кальвина.
Отвержение
"религии" - это логический предел лютеров-ского отвержения "оправдания
делами". В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма
19 в., растворявшего веру в психологии, религию - в стихии безрелигиозной
цивилизации.


Распад течения Д. т. был связан, во-первых,
с политич. событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками
христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому
течению т. н. нем. христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие
её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бульт-ман
пришёл к провозглашению "демифо-логизации" христ. учения; Бруннер, пытаясь
преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил к построению новой
"естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к
европ. истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего
у своих нем. предшественников критику теологич. либерализма и социального
оптимизма. С. С. Аверинцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я