Возникновение и развитие
Д. м. Марксизм
в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда
борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания
законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики,
материалистич. объяснения истории. Основоположники Д. м.-К. Маркс и Ф.
Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу обществ, действительность,
критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до
них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение,
ставшее филос. основой теории науч. коммунизма и практики рабочего революц.
движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных
форм бурж. мировоззрения.
Непосредств. идейными источниками марксизма
были основные философские, экономические и политич. учения конца 18-1-й
пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику
Гегеля и предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха.
В диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты - идею развития и противоречие
как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение
имели идеи представителей классической буржуазной политич. экономии (А.
Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон,
Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж.
Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д.
м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика
стихийно пробивала себе дорогу.
Сущность и осн. черты революц. переворота,
совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении
материализма на понимание истории общества, в обосновании роли обществ,
практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой
разработке материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики
к переработке всей политической экономии, с основания ее,- к истории, к
естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,- вот
что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее
существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории
революционной мысли" (Л е-нин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с.
264).
Величайшим завоеванием человеческой мысли
является разработка исторического материализма, в свете к-рого только
и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в обществ,
бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли
сознания. "...Теория становится материальной силой, как только она овладевает
массами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422).
Марксизм рассматривает обществ, бытие не только в форме объекта, противостоящего
человеку, но и субъективно, в форме конкретно-историч. практич. деятельности
человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего
материализма, к-рый недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм
аосолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.
Марксизм теоретически обосновал и практически
осуществил сознат. соединение теории и практики. Выводя теорию из практики,
он подчинил её интересам революц. преобразования мира. Таков смысл знаменитого
одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (там же,
т. 3, с. 4). Строго науч. предвидение будущего и ориентация человечества
на его достижение -характерные черты философии марксизма-ленинизма .
Принципиальное отличие философии марксизма
от всех предшествующих филос. систем заключается в том, что её идеи проникают
в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе
историч. практики нар. масс. "Подобно тому как философия находит в пролетариате
своё материальное оружие, так и пролетариат Находит в философии своё духовное
оружие..." (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий
класс на революц. преобразование общества, на создание нового, комму-нистич.
общества.
В разработке положений Д. м. после смерти
Маркса и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против
бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями
в различных странах: в Германии - Ф. Мерингом, во Франции -П. Лафаргом,
в Италии - А. Лабрио-лой, в России - Г. В. Плехановым, к-рый с большим
талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды
Плеханова конца 19 и нач. 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей междунар.
филос. лит-ре марксизма.
Новым, высшим этапом в развитии марксистской
философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м.
от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творч. развитие Д. м. были
у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социали-стич. революции,
учения о диктатуре пролетариата, о революц. партии, о союзе рабочего класса
с крестьянством, о со-циалистич. государстве, о строительстве социализма
и о переходе от социализма к коммунизму.
Разработка Д. м. органически сочеталась
у Ленина с применением диалектич. метода к конкретному анализу достижений
естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения
Д. м., Ленин выяснил причины методоло-гич. кризиса в физике и указал пути
его преодоления: "Материалистический основной дух физики, как и всего современного
естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной
заменой материализма метафизического материализмом диалектическим" (Полн,
собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистич.
направлений филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. категорий материалистич.
диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки,
философии и обществ, практики, Ленин сформулировал определение материи
в единстве его онтологической и гносео-логич. сторон, подчёркивая, что
единственное свойство материи, с признанием которого связан философский
материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне
нашего сознания.
Ленин разработал осн. проблемы теории отражения,
творчески развил учение марксизма о роли обществ, практики в теории познания,
подчеркнув, что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной
точкой зрения теории познания" (там же, с. 145). Анализируя гл. ступени
человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания
и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике.
В связи с критикой махизма, стоявшего на
позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское
учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектич.
взаимосвязь. В учении Ленина об истине центр, место занимает проблема конкретности
истины: "... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный
анализ конкретной ситуации" (там же, т. 41, с. 136).
Ленин сформулировал положение о единстве
диалектики, логики и теории познания, определил осн. принципы диалектич.
логики. Ленин подчёркивал необходимость критич. изучения и диалектич. обработки
истории человеч. мысли, науки и техники. Историч. метод, согласно Ленину,
составляет самую сердцевину Д. м. "Весь дух марксизма, вся его система
требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (Р)
лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории" (там
же, т. 49, с. 329).
В развитии марксистско-ленинского мировоззрения
его теоретич. основы- Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения,
а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство
социализма и коммунизма большое значение имеет теоретич. и практич. деятельность
коммунистических и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой
результат творч. деятельности марксистов мн. стран.
Материя и сознание. Как ни многообразны
философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного
теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию.
Этот вопрос является основным, или высшим вопросом любой философии, в т.
ч. и Д. м. Он коренится в фундаментальных фактах самой жизни, в существовании
материальных и духовных явлений и их взаимоотношений. Все философы разделились
на два лагеря - материализм и идеализм - в зависимости от
того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности
материи и производности сознания, а идеализм - наоборот. Д. м., исходящий
из принципа материалистич. монизма, считает, что мир есть движущаяся материя.
Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи
свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство
и время. Движение - это универсальный способ существования материи. Нет
материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.
Мир представляет собой картину неисчерпаемого
многообразия: неорганическая и органическая природа, механич., физич. и
химич. явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его
сознание. Но при всём качеств, многообразии составляющих мир вещей и процессов
- мир един, поскольку всё, что входит в его состав,- лишь различные формы,
виды и разновидности движущейся материи, подчинённые нек-рым всеобщим законам.
Все составные части материального мира
имеют историю своего развития, в ходе к-рого, напр, в пределах планеты
Земли, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в виде растит.
и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.
Материя существовала до появления сознания,
обладая в своём "фундаменте" лишь свойством, сходным с ощущением, свойством
отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью
раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных.
С возникновением человеческого общества возникает обществ, форма движения
материи, носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики
он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой
организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо
от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной
материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных
свойств материального мира.
Согласно Д. м., сознание есть функция мозга,
отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психич. деятельность
вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром
через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание
не противостоит материи и "различие идеального от материального... не безусловно,
не uberschwenglich (чрезмерно.- Ред.)" ( Ленин В. И., там же, т.
29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу,
существуют в нём в форме образов - идеально. Идеальное же - это не особая
субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного
мира.
В противоположность агностицизму Д.
м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает
в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности
самого процесса познания.
Теория познания. Исходными моментами
теории познания Д. м. являются материалистич. решение вопроса об отношении
мышления к бытию и признание основой процесса познания обществ, практики,
представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-историч.
условиях обществ, жизни. Практика - основа формирования и источник знания,
осн. стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности
результатов процесса познания и "...определитель связи предмета с тем,
что нужно человеку" (Ленин В. И., там же, т. 42, с. 290).
Процесс познания начинается с ощущений
и восприятий, т. е. с чувств, ступени, и поднимается на уровень абстрактного
логич. мышления. Переход от чувств, познания к логич. мышлению является
скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию
о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания
мира, чувств, отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя
последовательно восходящие звенья единого познават. процесса.
Человеч. мышление - это историч. явление,
предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний
и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с к-рым мышление
находится в неразрывной связи. Познание мира отд. человеком всесторонне
опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр.
человека есть, т. о., продукт обществ.-историч. процесса. Из историчности
человеч. познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает
необходимость историч. метода, к-рый находится в диалектич. единстве с
логич. методом (см. Историзм, Логическое и историческое).
Необходимыми приёмами познания являются
сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция,
к-рые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса
познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств
и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную
истину.
Человеч. познание не может сразу полностью
воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена
исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину.
Но человеч. мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих
и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны.
Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически
определ. ступени нескончаемого процесса познания. Исходя из признания относительности
знания в смысле историч. условности пределов приближения к полному знанию,
Д. м. отвергает крайние выводы релятивизма, согласно к-рому характер человеч.
знания исключает признание объективной истины.
Каждый объект наряду с общими чертами имеет
и свои неповторимые особенности, каждое обществ, явление обусловлено специфич.
обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим
конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой
истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего
всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно
изменяется и в силу этого н" может быть правильно отражён в неподвижных
категориях. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом
к истине, Ленин писал, что "... всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"...,
если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной
применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных
условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46).
Категории и законы Д. м. Категории
-наиболее общие, осн. понятия и вместе с тем существ, определения форм
бытия и отношений вещей; категории обобщённо выражают универсальные формы
бытия и познания (см. Категории). В них аккумулирован весь предшествующий
познавательный опыт человечества, прошедший испытание обществ. практикой.
В анализе категорий Д. м. основывается
на принципах марксистско-ленинской теории отражения и диалектики.
В системе материалистич. диалектики каждая
категория занимает определ. место, являясь обобщённым выражением соответствующей
ступени развития знания о мире. Ленин рассматривал категории как ступени,
узловые пункты познания мира. В основу исторически развивающейся системы
материалистич. диалектики должна быть положена такая категория, к-рая не
нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку
к развёртыванию всех остальных категорий. Таковой является категория материи.
За категорией материи следуют осн. формы существования материи: движение,
пространство и время.
Исследование бесконечного многообразия
форм материи начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т.
е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и отношения объекта.
Каждый объект предстаёт перед практически действующим человеком своей качественной
стороной. Так, познание материальных вещей начинэ.ется непосредственно
с ощущения, "... а в нем неизбежно и качеств о..." (Ленин В. И., там же,
т. 29, с. 301). Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие,
отличие от др. предметов. Осознание качества предшествует познанию количества.
Любой
объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно
определ. качество, или мери. Раскрывая качественную и количеств,
определённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и
тождество.
Все объекты обладают внешними сторонами,
непосредственно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внутренними, знания
о к-рых достигаются опосредствованно, путём отвлечённого мышления. Это
различие ступеней познания выражается в категориях внешнею и внутреннего.
Формирование
этих категорий в сознании человека подготовляет осмысление
причинности,
или
отношений причины и действия, соотношение к-рых первоначально мыслилось
только как последовательность явлений во времени. Познание идёт "от сосуществования
к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более
глубокой, более общей" (там же, с. 203). В дальнейшем процессе развития
мышления человек стал постигать, что причина не только порождает действие,
но и предполагает его в качестве противодействия; т. о., отношение причины
и действия обозначается как взаимодействие,
т. е. как универсальная
связь вещей и процессов, выражающаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие
предметов между собой и различных сторон, моментов внутри, предмета, выражающееся
в борьбе противоположностей, представляет собой коренящуюся в природе вещей
универс. причину их изменения и развития, к-рые совершаются не вследствие
внешнего толчка как одностороннего действия, а в силу взаимодействия и
противоречия. Внутр. противоречивость любого объекта состоит в том, что
в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение
и взаимоисключение противоположностей. Развитие представляет собой переход
объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к
другой. Развитие есть одновременно и непрерывный и прерывный процесс, и
эволюционный, и революционный, скачкообразный.
Всякое возникающее звено в цепи явлений
включает в себя собственное отрицание, т. е. возможность перехода в новую
форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие вещей не ограничивается их наличным
бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или "будущее
бытие", т. е. возможность, к-рая до своего превращения в наличное бытие
существует в природе вещей в качестве тенденции их развития (см. Возможность
и действительность). При этом оказывается, что в действительности заключены
различные возможности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации
к-рых имеются необходимые условия.
Углублённое осознание связи внешнего и
внутреннего раскрывается в категориях формы и содержания. Практич. взаимодействие
людей с множеством сходных и различных вещей послужило основой для выработки
категорий единичного, особенного и общего. Постоянное наблюдение
предметов и явлений в природе и производств. деятельности подводило людей
к уяснению того, что одни связи носят устойчивый, постоянно повторяющийся
характер, а другие выступают редко. Это послужило основой формирования
категорий необходимости и случайности. Постижение сущности,
а на более высокой ступени развития - раскрытие порядка сущностей означает
раскрытие заключённого в объекте внутр. основания всех происходящих с ним
изменений при взаимодействии с др. объектами. Познание явлений означает
раскрытие того, как обнаруживается сущность. Сущность и явление обнаруживаются
как моменты действительности, к-рая представляет собой результат возникновения
наличного бытия из реальной возможности. Действительность богаче, конкретнее
возможности, т. к. последняя составляет только один из моментов действительности,
к-рая является единством осуществлённой возможности и источником новых
возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в
действительности и сама есть часть действительности.
С точки зрения Д. м., формы мышления, категории
являются отражением в сознании всеобщих форм предметной деятельности обществ.
человека, преобразующего действительность. Д. м. исходит из утверждения
единства законов бытия и мышления. "...Наше субъективное мышление и объективный
мир подчинены одним и тем же законам..." (Энгельс Ф., Диалектика природы,
1969, с. 231). Всякий универсальный закон развития объективного и духовного
мира в определ. смысле является вместе с тем и законом познания: любой
закон, отражая то, что есть в действительности, указывает также на то,
как следует правильно мыслить о соответствующей области действительности.
Последовательность развития логич. категорий
в составе Д. м. диктуется прежде всего объективной последовательностью
развития знания. Каждая категория - обобщённое отражение объективной реальности,
результат вековой общественно-историч. практики. Логич. категории "...суть
ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных
явлений, природы.- Ред.), помогающие познавать ее и овладевать ею"
(Л е н и н В. И., Полн, собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Любая из логич.
категорий определяется лишь путём систематич. прослеживания её связи со
всеми другими, лишь внутри системы категорий и посредством её. Разъясняя
это положение, Ленин намечает общую последовательность развития логич.
категорий: "Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто,-потом
развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества.
Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества - различия
- основы - сущности versus (по отношению к.-Ред.) явления,- причинности
etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от
субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к
истине ..." (там же, с. 301).
Категории диалектики находятся в неразрывной
связи
с её законами. Каждая область природы, общества и мышления имеет свои
законы развития. Но вследствие материального единства мира в нём существуют
нек-рые общие законы развития. Их действие распространяется на все области
бытия и мышления, по-разному развиваясь в каждой из них. Диалектика как
раз и изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами мате-риалистич.
диалектики являются: переход количественных изменений в качественные,
единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания закон. Эти
законы выражают универсальные формы развития материального мира и его познания
и являются всеобщим методом диалектич. мышления. Закон единства и борьбы
противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания
осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные
моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, "борьба" и разрешение
противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто
целое, качественно определённое, а с другой - составляет внутренний импульс
её изменения, развития, превращения в новое качество.
Закон взаимного перехода количественных
изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение
качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений
достигает определённого предела, происходит скачок, т. е. смена
одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление
развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности,
прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной
повторяемости нек-рых элементов, существовавших прежде. Знание всеобщих
законов служит руководящей основой изучения специфич. законов. В свою очередь,
всеобщие законы развития мира и познания и конкретные формы их проявления
можно изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением
частных законов. Это взаимоотношение общих и специфич. законов составляет
объективное основание взаимной связи Д. м. и конкретных наук. Будучи самостоят,
филос. наукой, Д. м. даёт учёным единственно науч. метод познания, адекватный
закономерностям объективного мира. Таким методом является материалистич.
диалектика, "... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения
для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы,
для переходов от одной области исследования к другой" (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Разумеется, всеобщие
свойства и отношения вещей выявляют себя по-разному в зависимости от специфики
той области, к-рая изучается той или иной наукой.
Д. м. и конкретные науки. Историч.
миссия Д. м. состоит в творческом развитии научного мировоззрения и общемето-дологич.
принципов исследования в области естественных и обществ. наук, в правильной
теоретич. ориентации практич. борьбы прогрессивных обществ. сил. Он опирается
на прочный фундамент всей науки и обществ, практики. Д. м., как отмечал
Энгельс, есть "...мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение
и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках"(там
же, с. 142). Каждая наука исследует качественно определённую систему закономерностей
в мире. Однако ни одна специальная наука не изучает закономерности, общие
для бытия и мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом философского
познания. Д. м. преодолел искусственный разрыв между учением о бытии (онтологией),
теорией познания (гносеологией) и логикой. Д. м. отличается от специальных
наук качественным своеобразием своего предмета, его универсальным, всеобъемлющим
характером. В пределах каждой специальной науки имеются различные уровни
обобщения. В Д. м. обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук;
Филос. обобщения поднимаются, т. о., на самые верхние "этажи" интегрирующей
работы человеч. разума. Д. м. сводит в единое целое результаты исследований
во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания универсальных
законов бытия и мышления. Предмет научного познания определяет и характер
применяемых в подходе к нему методов. Д. м. не пользуется специальными
методами частных наук. Основным орудием филос. познания является теоретич.
мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех
наук и культуры в целом. Обладая определённой спецификой, Д. м. вместе
с тем является общей наукой, играющей роль мировоззрения и методологии
для конкретных областей знания. В различных областях научного познания
постоянно и чем дальше, тем всё больше возникает внутренняя потребность
в рассмотрении логического аппарата, познавательной деятельности, характера
теории и способов её построения, анализа эмпирического и теоретического
уровней познания, исходных понятий науки и методов постижения истины. Всё
это является прямой обязанностью филос. исследования. Решение этих проблем
предполагает объединение усилий представителей специальных наук и философии.
Методологическую значимость принципов, законов и категорий Д. м. нельзя
понимать упрощённо, в том смысле, будто без них невозможно решение ни одной
частной проблемы. Когда имеют в виду место и роль Д. м. в системе научного
познания, то речь идёт не об отдельных опытах или расчётах, а о развитии
науки в целом, о выдвижении и обосновании гипотез, о борьбе мнений, о создании
теории, о разрешении внутренних противоречий в рамках данной теории, о
выявлении сущности исходных понятий науки, об осмыслении новых фактов и
об оценке выводов из них, о методах научного исследования и т. п. В совр.
мире революция в науке превратилась в научно-технич. революцию. В этих
условиях особенно актуальны слова Энгельса, воспроизведённые Лениным в
"Материализме и эмпириокритицизме", что "...„с каждым, составляющим эпоху,
открытием даже в естественноисторической области... материализм неизбежно
должен изменять свою форму"..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 265).
Преобразования в совр. науке столь глубоки, что они касаются самих её теоретико-познавательных
основ. Потребности развития науки вызвали к жизни существенные изменения
в трактовке большинства категорий Д. м.- материи, пространства и времени,
сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета научного
познания резко усложнило и саму процедуру, приёмы познавательной деятельности.
Развитие совр. науки выдвинуло не только множество новых фактов и методов
познания, поставив более сложные задачи перед познавательной деятельностью
человека, но и множество новых понятий, вместе с тем требуя нередко коренного
переосмысления прежних представлений и идей. Прогресс науки не только ставит
перед Д. м. новые вопросы, но и обращает внимание философской мысли на
иные стороны старых проблем. Одним из симптоматичных явлений совр. научного
познания является тенденция превращения ряда специальных понятий в общенаучные
и философские категории. К их числу относятся вероятность, структура, система,
информация, алгоритм, конструктивный объект, обратная связь, управление,
модель, моделирование, изоморфизм и т. п. Устанавливаются конкретные контакты
философов-марксистов и представителей различных других областей знания.
Это способствует продвижению вперёд как в постановке вопросов, так и в
решении ряда важных методологич. проблем науки. Напр., в уяснении своеобразия
стати-стич. закономерностей микромира, обосновании их объективности, показа
несостоятельности индетерминизма в совр. физике, доказательстве применимости
физики, химии и кибернетики в биологических исследованиях, выяснении проблемы
"человек-машина", разработке проблемы соотношения физиологического и психического,
уяснения взаимодействия наук при изучении мозга и т. п. Нарастание абстрактности
знаний, "бегство" от наглядности является одной из тенденций совр. науки.
Д. м. показывает, что все науки развиваются по пути постепенного отхода
от описательных методов исследования ко всё большему использованию точных,
в т. ч. математических, методов не только в естествознании, но и в общественных
науках. В процессе познания всё большую роль играют искусственные формализованные
языки, математич. символика. Теоретич. обобщения становятся всё более сложно
опосредованными, отражая объективные связи на более глубоком уровне. Принципы,
законы и категории Д. м. активно участвуют в синтезе новых научных представлений,
разумеется, в теснейшей связи с эмпирическими и теоретич. представлениями
соответствующей науки. За последние годы обстоятельно проявилась эвристич.
роль Д. м. в синтезе совр. научной картины мира.
Партийность Д. м. Д. м. носит классовый,
партийный характер. Партийность всякой философии - это прежде всего принадлежность
к одной из двух главных филос. партий - материализму или идеализму. Борьба
между ними в конечном счёте отражает противоречия между передовыми и консервативными
тенденциями общественного развития. Партийность Д. м. проявляется в том,
что он последовательно проводит принцип материализма, что находится в полном
соответствии с интересами науки и революционной общественной практики.
Д. м. возник как теоретич. основа мировоззрения
революционного класса -пролетариата и составляет мировоззренческую и методологическую
основу программы, стратегии, тактики и политики коммунистических и рабочих
партий. Политич. линия марксизма всегда и по всем вопросам "...неразрывно
связана с его философскими основами" (Ленин В. И., там же, т. 17, с. 418).
Идеологи буржуазии и ревизионисты превозносят беспартийность, выдвигая
идею "третьей линии" в философии. Идея беспартийности в мировоззрении-это
ошибочная идея. Ленин подчёркивал, что беспартийной "...социальной науки
не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе" (там же, т.
23, с. 40). Ревизионисты утверждают, что партийность будто бы несовместима
с научностью. Она действительно несовместима в реакционном мировоззрении.
Но партийность вполне совместима с научностью, если речь идёт о прогрессивном
мировоззрении. Коммунистическая партийность в то же время означает подлинно
научный подход к явлениям действительности, так как рабочий класс и Коммунистическая
партия в целях революционного преобразования мира заинтересованы в его
правильном познании. Принцип партийности требует последовательной и непримиримой
борьбы с бурж. теориями и взглядами, а также идеями правого и "левого"
ревизионизма. Партийность Д. м. заключается в том, что именно это мировоззрение
сознательно и целенаправленно служит интересам великого дела строительства
социализма и коммунизма.
Д.м. развивается в борьбе против различных
направлений совр. бурж. философии. Бурж. идеологи, усматривая в Д. м. осн.
преграду для распространения своих взглядов, всё чаще выступают с критикой
Д. м., искажая при этом его существо. Нек-рые бурж. идеологи стремятся
лишить материалистич. диалектику революц. содержания и в таком виде приспособить
её к своим нуждам. Большинство совр. бурж. критиков Д. м. пытается истолковать
его как разновидность религ. веры, отрицать его науч. характер, найти общие
черты между Д. м. и католич. философией - неотомизмом. Эти и др. "аргументы"
бурж. критиков используются и различными представителями совр. ревизионизма
в их попытках пересмотреть и "исправить" отд. положения Д. м.
Ревизионисты правого и "левого" толка по
существу отрицают объективный характер общественных закономерностей и необходимость
для революционной партии действовать в соответствии с этими закономерностями.
Это же относится и к законам диалектики. Реформистские и праворевизионистские
идеологи признают не борьбу, а примирение противоположностей, отрицают
качественные изменения, ратуя лишь за плоский эволюционизм, они не признают
закона отрицания отрицания. В свою очередь леворевизионистские теоретики
считают реальными лишь антагонистические противоречия и их хаотическую
"борьбу", отрицают количественные изменения, ратуя за непрерывные "скачки",
выступают за полное отрицание старого без сохранения того положительного,
что в нём содержалось. Реформистам и правым ревизионистам это служит методологической
основой для оправдания оппортунизма, а для "левых" ревизионистов их методология
- основа крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике.
В своей борьбе как против бурж. философии,
так и против совр. ревизионизма и догматизма марксизм последовательно проводит
принцип партийности философии, рассматривая философию диалектического и
историч. материализма как науч. оружие в руках рабочего класса и трудящихся
масс, борющихся за своё освобождение от капитализма, за победу коммунизма.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая
идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; Энгельс
Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин
В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18;
его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его
же, Философские тетради, там же, т. 29; Морочник С. Б., Диалектический
материализм, Душанбе, 1963; Руткевич М. Н., Диалектический материализм,
М., 1961; Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм,
М., 1970; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1971. А. Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я