ДИЗАЙН
(от англ, design - проектировать,
чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий
новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д. возник в
нач. 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функцион.
свойств предметной среды. Д. разрабатывает образцы её рационального построения,
соответствующие сложному функционированию совр. общества. Иногда под Д.
понимают лишь одну из его обл.-проектирование эстетич. свойств пром. изделий.
Д., однако, решает более широкие социально-технич. проблемы -функционирования
произ-ва, потребления, существования людей в предметной среде. Д. находится
в особом отношении ко всем традиц. видам проектирования, разрешая затруднения,
к-рые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом
новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном
мире.
Слово "Д." применяется также для обозначения
результата проектной деятельности (напр., в таких словосочетаниях, как
"Д. вещи", "Д. автомобиля"), причём в данном употреблении оно не всегда
связывается с совр. практикой и порой означает морфологию предметного мира,
создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле
говорят о первобытном Д., о Д. 18 в. и т. п.
Для обозначения дизайнерской деятельности
в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином
"Д.", существуют и др.: "художественное конструирование" (в рус.), "Formgebung"n
"Formgestaltung" (B нем.), "wzornictwo przemyslowe" (в польск.) и т. д.
Но в 1959 на первой ген. ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council
of Societies of Industrial Design, Меж-дунар. совет opr-ций индустр. Д.),
чл. которого является и СССР, в качестве осн. междунар. термина был всё
же принят термин "industrial design" (в проф. сокращении - "design"), как
наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.
В СССР дизайнерская деятельность осуществляется
в системе организаций, состоящей из спец. художественно-конструкторских
бюро. Н.-и. и опытно конструкторскими центрами являются Всесоюзный НИИ
технич. эстетики и его филиалы, а также экспериментальная студия при Союзе
художников СССР. Они осуществляют методич. руководство, разрабатывают перспективные
модели, методы прогнозирования, устанавливают критерии качества пром. изделий,
изучают теорию и историю Д. Вопросы Д. систематически освещаются в журнале
"Декоративное
искусство СССР" и бюллетене "Техническая эстетикам.
Очерк истории
Д. см. в ст. Художественное конструирование.
Лит.: Кантор К. М., Красота и польза.
[М., 1967]: Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; серия "Проблемы материально-художественной
культуры". М., 1970 - 71. А. С. Москаева, Е. П. Зенкевич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я