ДИЗЕЛЕВОЗ
рудничный локомотив с
дизельным приводом, предназначенный для перемещения вагонеток по подземным
горным выработкам. Первые Д. были применены в шахтах в нач. 20 в. Совершенствование
двигателей и удешевление топлива способствовали распространению Д. в угольной
пром-сти Великобритании, Бельгии и др. стран. Д. оборудован четырёхтактным
дизельным двигателем с водяным охлаждением.
Регулирование скорости движения (от 3 до
14 км/ч) осуществляется меха-нич. коробкой передач, а на Д. большой
мощности (60-100 л. с.) - гидроме-ханич. передачей. Д. изготовляются
в нормальном рудничном или взрывобезо-пасном исполнении, к-рое позволяет
использовать их в газоопасных шахтах (см. Газовый режим). По сравнению
с аккумуляторными электровозами Д. обладают большей мощностью и позволяют
перемещать составы на значит. уклонах. Однако несмотря на спец. системы
очистки выхлопных газов, Д. загрязняют шахтную атмосферу и требуют дополнит,
подачи чистого воздуха в шахту (2 м3/мин на 1 л. с.
мощности).
Д. используются для перемещения составов по осн. выработкам шахт, а также
в качестве вспомогат. транспорта на гидрошахтах, при проведении выработок
и тоннелей.
Лит.: Транспорт на горных предприятиях,
М., 1969. А. А. Пархоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я