ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ДЭС),
энергетическая установка, оборудованная одним или неск. генераторами эпектрич.
тока, к-рые приводятся во вращение дизельными двигателями (см. Дизель).
Различают
стационарные и передвижные ДЭС. На стационарных ДЭС устанавливают четырёхтактные
(реже двухтактные) дизели мощностью 110, 220, 330, 440 и 735 квт. Стационарные
ДЭС средней мощности не превосходят 750 квт,
большие ДЭС сооружаются
мощностью до 2200 квт и более (рис. 1). Преимущества ДЭС: высокая
экономичность, устойчивая работа, лёгкий и быстрый запуск. Недостаток:
сравнительно небольшой моторесурс, т. е. срок работы агрегата до капитального
ремонта. ДЭС предназначены для электроснабжения мест, удалённых от линий
электропередач,
а также в р-нах, где источники водоснабжения ограничены и сооружение паросиловой
или гидросиловой установок невозможно. Стационарные дизели комплектуются
гл. обр. синхронными генераторами.


Экономичность ДЭС может быть значительно
повышена за счёт использования тепловых потерь двигателей, достигающих
в совр. дизелях 55-60% от общего количества выделяемого тепла, для подогрева
топлива и масла, а также для покрытия отопит. и бытовых нужд станционного
здания и прилегающих к нему помещений. На мощных ДЭС (св. 750 квт) отходящее
тепло может быть использовано для теплофикации пристанционного р-на. На
ДЭС предусматривается система автоматич. защиты агрегатов при достижении
предельных значений темп-ры охлаждающей воды и масла, давления масла, частоты
вращения или при возникновении короткого замыкания в линии. Предусматриваются
три степени автоматизации стационарных дизелей: 1) автоматич. поддержание
заданной частоты вращения, темп-р охлаждающей воды и масла, автоматич.
аварийная сигнализация и защита; 2) дополнительно к первому - автоматический
или дистанционный пуск и остановка дизелей, автоматич. подготовка к приёму
нагрузки, синхронизация с др. агрегатами и сетью, приём нагрузки и её распределение
при параллельной работе агрегатов и др.; 3) дополнительно к первому и второму
-автоматич. пополнение топливных, масляных и водяных расходных баков и
возд. баллонов, подзарядка стартовых батарей и батарей оперативного питания,
а также автоматич. управление др. вспо-могат. агрегатами.


Рис. 1. Автоматизированный стационарный
дизель-электрический агрегат.


Передвижные ДЭС (рис. 2) широко используются
в сел. х-ве, лесной пром-сти, в геологоразведочных экспедициях и др. в
качестве основного, резервного или аварийного источника электропитания
силовых и осветит. сетей. На транспорте (дизель-электровозах, дизель-электроходах
и др.) ДЭС применяются в качестве осн. энергетич. установки. Первичными
двигателями на передвижных ДЭС служат быстроходные дизели. В состав передвижной
ДЭС входят: дизель-электрич. агрегат, запасные части, инструмент и принадлежности,
комплект кабельной сети для подключения нагрузки, противопожарные средства.
Автоматизированные ДЭС мощностью до 10 кет устанавливают на одноосном
автомоб. прицепе; мощностью 20 кет и более - на двухосном автоприцепе
с крытыми кузовами. В их состав, кроме дизель-электрич. агрегата, входят:
силовой распределит, шкаф (щит), шкаф автоматич. управления, пульт дистанционного
управления, отопительно-вен-тиляц. установки, выпрямители и аккумуляторные
батареи для питания системы автоматики.


Передвижные ДЭС (ПДЭС, энергопоезда) впервые
в Советском Союзе были построены в 1934. В энергопоездах оборудование смонтировано
на ж.-д. платформах или в вагонах. Мощность энергопоездов 1; 2,5; 3; 4,5
и 10 Мет (см. Передвижная электростанция).


Электрич. часть ДЭС энергопоезда состоит
из синхронного генератора напряжением 3-10 кв, сборных или комплектных
камер с возд. или кабельными выводами высокого напряжения, распределит,
устройства на напряжение 230-380 в для освещения и питания электродвигателей
собств. нужд, аккумуляторной батареи, цепей оперативного тока и зарядного
агрегата.


Рис. 2. Дизель-электрический агрегат для
передвижных электростанций.


Лит.: Алексеев А. П., Чекме-нов
Е. Е., Передвижные дизельные электростанции, М., 1966; Михалин Г. И., Эксплуатация
дизельных электрических станций, М., 1968; Кузнецов А. В., Ачкасов К. А.,
Устройство, эксплуатация и ремонт дизельных станций, М., 1969.

К. А. Розанов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я