ДИККЕНС
(Dickens) Чарлз (7.2.1812,
Лендпорт, близ Портсмута,-9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын
портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую
тюрьму Д. ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом
и газетным репортёром. В первом произв. Д.- "Очерки Боза" (1836) сказались
склонность Д. к реалистич. сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный
пафос, в основе к-рого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки
Пиквикского клуба" (1837) - комич. эпопея, в центре к-рой благо душный
чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.
В дальнейшем Д. становится на путь критич.
реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением
закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание
в т. .н. работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования
нар. масс Д. воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и
обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё
же одерживает верх традиц. моральная схема и добродетель (в лице "добрых"
капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби"
(1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного
воспитания детей и разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце
романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила-"добрые
деньги". В "Мартине Чезлвите" (1844), написанном после первого посещения
Диккенсом Америки, в основе сюжета - критич. изображение не только амер.
действительности, но и англ. бурж. общества в лице Пекснифа и Чезлвитов.
Особое возмущение Д. вызывает рабство негров в юж. штатах.
С годами Д. приходит к убеждению, что только
в среде угнетённых масс сосредоточены положит, тенденции совр. общества,
проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.
Сентиментальное умонастроение особенно
сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46),
где использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних соч. к зрелому реалистич.
творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где
в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) -
роман воспитания, в к-ром прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь
самого Д.
Ч. Диккенс. "Дэвид Копперфилд" (Лондон,
1850). Илл. X. Н. Броуна (Физа).
Неудачи чартистского движения в Великобритании,
половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению
эксплуататорской сущности капиталистич. строя. К этому времени Д. проникается
более глубоким взглядом на бурж. общество как единую систему зла. Он отказывается
от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману.
Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного
переплетения неск. сюжетных линий. Пример такого построения - роман "Холодный
дом" (1853), действие к-рого вращается вокруг многолетнего суд. процесса.
Задуманный как сатира на бурж. судопроизводство, роман перерастает в символ
бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных "бумажных"
законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах
Джарндайса, Эстер, Ады и др.
В романе "Тяжёлые времена" (1854) место
действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Кок-таун".
Д. создал непревзойдённые по са-тирич. насыщенности гротескные образы бурж.
дельцов, для к-рых "факты и цифры" - единств, реальность. Симпатии автора
безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости
революц. борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая
тюрьма Маршалси, одним из обитателей к-рой некогда был отец писателя. Др.
сфера действительности - жизнь гос. учреждений бурж. Англии, к-рые Д. сатирически
обессмертил под названием "Министерства околичностей". Д. дал здесь символически
обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистич. системы,
превращающих отд. человека в игрушку непознанных им враждебных сил.
Несколько особняком в цикле зрелых соч.
Д. стоит ист. роман о Великой франц. революции - "Повесть о двух городах"
(1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями,
считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия
народа с точки зрения христ. идеала. Последние романы Д.- "Большие ожидания"
(1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неоконч., 1870)
сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной
проблематикой.
Мировая слава Д. утвердилась непосредственно
вслед за выходом его первых книг. В России соч. Д. имели большой резонанс
с нач. 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского,
А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф.
М. Достоевского, М. Горького о романах Д. ведущей является мысль об их
замечат. юморе, демократизме и гуманизме.
Сов. литературоведение, продолжая эти тенденции,
анализирует реалистич. манеру Д., его разоблачит, сатиру и сочувствие народу.
С о ч.: The complete works, v. 1 - 30,
L., [1900]; Works, v. 1 - 23, Bloomsbury, 1937 - 38; The letters, v. 1
- 3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 10, СПБ, 1892-97;
Собр. соч., т. 1 - 35, СПБ, 1896-99; Собр. соч.,т. 1-33, СПБ, [1905-09];
Поли. собр. соч., кн. 1 - 49, СПБ, 1909 - 10; Собр. соч., т. 1 - 30, М.,
1957-63.
Ч. Диккенс. "Тяжёлые времена" (Москва,
1933). Фронтиспис В. А. Фаворского.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об
искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Диккенс,
в сб.: Венок Белинскому, [М.], 1924; Луначарский А. и Шор Р., Диккенс,
М. -Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М.
А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России,
М:, 1966; СильманТ., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс.
Указатель важнейшей литературы на 'русском языке (1838 -1945), вступит,
ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов
и критической литературы на русском языке. 1838 -1960, сост. Ю. В. Фридлендер
и И. М. Ка-тарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929; Forster
J., The life of Ch. Dickens, v. 1 - 3, L., 1872-74; Hay-ward A. L., The
Dickens encyclopaedia, L.-N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch. Dickens: the
progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and
triumph, v. 1 -2, N. Y., 1952; En gel M., The maturity of Dickens, Camb.
(Mass.), 1959; Dickens. Modern judgements, ed. by A. E. Dyson, [L., 1968];
Manning S. В., Dickens as satirist, New Haven - L., 1971; Wilson A., The
world of Charles Dickens, L., [197,0]. Т.И.Силъман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я