ДИЛЬТЕЙ

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19.11.
1833, Бибрих-на-Рейне,-1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист,
представитель философии жизни. Профессор в Базеле, Киле, Бреслау
и Берлине. Филос. воззрения Д., ученика Ф. Тренделенбурга, формировались
под влиянием, с одной стороны, нем. идеализма и романтизма (внимание к
миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой - англо-франц.
позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт; антиметафизич. установка и метод психологизма
как анализ непосредств. данных сознания). Влияние на Д. оказало также неокантианство
баденской школы (противопоставление естественнонауч. и куль-турно-историч.
познания).


Центральным у Д. является понятие жизни
как способа бытия человека, культурно-историч. реальности. Человек, по
Д., не имеет истории, но сам есть история, к-рая только и раскрывает, что
он такое. От человеческого мира истории


Д. резко отделяет мир природы. Задача философии
(как "науки о духе"), по Д., - "понять жизнь, исходя из неё самой" (см.
Gesammelte Schriften, Bd 5, Lpz. - В., 1924, S. 4). В связи с этим Д. выдвигает
метод "понимания" как непосредств. постижение некоторой духовной целостности
(целостного переживания). Понимание, родственное интуитивному проникновению
в жизнь, Д. противопоставляет методу "объяснения", применимому в "науках
о природе", имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей
деятельностью рассудка. Понимание собственного внутр. мира достигается
с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира -
путём "вживания", "сопереживания", "вчувствования"; по отношению к культуре
прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Д. "герменевтикой":
истолкование отд. явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни
реконструируемой эпохи.


В более поздних работах Д. отказывается
от интроспекции как психологич. способа "понимания", сосредоточиваясь на
рассмотрении культуры прошлого как продуктов "объективного духа". Здесь
Д. во многом предвосхищает неогегельянство. Однако он отрицательно относился
к панлогизму; в противоположность Г. Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтич.
склонность к признанию "последней тайны" жизни, к к-рой интерпретатор может
только приближаться, но не постигать её до конца. Вслед за романтиками
Д. рассматривает целостность историч. образований через призму целостности
человеческой личности - его осн. историч. исследования построены по принципу
соединения множества биографий. При этом определяющей чертой историзма
Д. является релятивизм, к-рый характеризует также и его учение о трёх осн.
типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки:
натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д. оказал большое
влияние на развитие бурж. философии 20 в., особенно на экзистенциализм.
По
своим социальным взглядам Д- является представителем бурж. либерализма.


Соч.: Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bdl
-12, 1957-60; в рус.пер.- Описательная психология, М., 1924; Типы мировоззрения
и обнаружение их в метафизических системах, в сб.: Новые идеи в философии,
№ 1, СПБ, 1912.


Лит.: Кон И., В. Дильтей и его "критика
исторического разума", в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии,
Л., 1967; Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии
истории 20 века, в сб.: Философские проблемы исторической науки, М., 1969;
Spranger E., W. Dilthey, Lpz., 1912; Hodges H. A., The philosophy of W.
Dilthey, L., 1952; Boil-now O. F., Dilthey, 2 Aufl., Stuttg. 1955.

П. П. Гайденко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я