ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ электропривода,
режим работы электропривода, при к-ром в результате взаимодействия постоянного
магнитного потока в электродвигателе с током замкнутого электропроводящего
контура создаётся тормозное усилие. В электроприводе с электродвигателем
постоянного тока Д. т. осуществляется замыканием обмотки якоря накоротко
или через добавочное активное сопротивление при включённой обмотке возбуждения.
В электроприводе с асинхронным электродвигателем Д. т. достигается пропусканием
по обмотке статора постоянного тока, при этом обмотка ротора образует замкнутый
контур. Д. т. синхронного электродвигателя выполняется при включённой обмотке
возбуждения и замыкании накоротко или через добавочное активное сопротивление
обмотки статора.


Примеры включения электродвигателей постоянного
и переменного тока для выполнения Д. т. приведены на рис. 1.

820-4.jpg


Рис. 1. Электрические схемы включения двигателей
постоянного (а) и переменного (б) тока (асинхронного) при динамическом
торможении: ОВ - обмотка возбуждения; Я - якорь; R -добавочное
сопротивление; С - статор; Р - ротор; К - контактные кольца.


Тормозное усилие зависит от частоты вращения
электродвигателя. Эта зависимость наз. тормозной механич. характеристикой
электропривода. При различных сопротивлениях Rмеханич. характеристики различны как у электродвигателей постоянного тока
(рис. 2, а), так и у асинхронных электродвигателей с фазным ротором
(рис. 2, б). Потери энергии в электродвигателе при Д. т. имеют порядок
значения кинетич. энергии, запасённой во вращающихся массах электропривода
(при полной остановке). Д. т. применяют для быстрой остановки электропривода
рабочих машин, при необходимости равномерного подъёма и спуска грузов,
в шахтных подъёмниках и т. п.

820-5.jpg


Рис. 2. Механические характеристики динамического
торможения для двигателя постоянного тока (а) и асинхронного электродвигателя
(б): п-частота вращения электродвигателя; -Мт- тормозной
момент; R-добавочные сопротивления.


Лит.: Голован А. Т., Основы электропривода,
М. -Л., 1959; Вешеневский С. Н., Характеристики двигателей в электроприводе,
5 изд.. М., 1967; Мейстель А. М., Электроприводы с полупроводниковым управлением.
Динамическое торможение приводов с асинхронными двигателями, М. -Л., 1967.
Л. М. Мейстель.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я