ДИССОНАНС
в музыке, звучание тонов,
"не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием
как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония). Понятие
Д. противостоит понятию консонанса. К Д. относят большие и малые
секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды,
включающие хотя бы один из этих интервалов; условно к Д. относят и кварту
по отношению к басу. С математико-акустич. точки зрения Д. представляет
более сложное отношение чисел колебаний (длин струн); различие между консонансом
и Д. оказывается только количественным, а граница между ними - условной.
С точки зрения муз. психологии Д. сравнительно с консонансом является созвучием
более напряжённым, неустойчивым; в системе мажора и минора качеств. различие
консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и представляет
большую эстетич. ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие
в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий. До 17 в. условием
применения Д. было полное его подчинение консонансу - правильное приготовление
и разрешение (переход) в консонанс; в 17-19 вв. обязательным правилом было
лишь разрешение Д.; с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё
чаще применяется самостоятельно - без приготовления и без разрешения.
Лит. :Гарбузов Н. А., О консонирующих
и диссонирующих интервалах, "Музыкальное образование", 1930, № 4-5; Клещов
С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды
физиологических лабораторий академика И. П. Павлова", 1941, т. 10; Т ю
л и н Ю- Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.;
Вопросы современной музыки, Л., 1963; Гельмгольц Г., Учение о слуховых
ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ,
1875; S t u m p f С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann H.,
Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Praiudien und Studien,
Bd 3, Lpz., 1901. Ю. Н. Холопов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я