ДОБРО И ЗЛО

ДОБРО И ЗЛО нормативно-оценочные
категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие,
с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой
-нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей,
в явлениях социальной действительности. В интерпретации природы Д. и з.
в истории этики, начиная с древности, сталкивались материалистические и
идеалистич. тенденции. Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями
и интересами, с законами природы или фактич. желаниями и устремлениями
людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем' и несчастьем
человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий
индивидов для их совместной жизни. Вторая же выводила поня-' тия Д. и з.
из божеств, веления или ра- зума (и отклонений от них), из нек-рых потусторонних
миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между
Д. и з. придавался мета-физич.-онтологич. смысл борьбы двух извечных начал
в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных
пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. Лишь марксистская
философия и этика поставили анализ этих понятий на подлинно научную, социально-ис-торич.
почву, связав Д. и з. с конкретными противоречиями обществ, действительности
и их специфич. отражением в моральном сознании определённых эпох, обществ,
систем, классов. Этим и обусловлены различия в понимании конкретного содержания
Д. и з. в истории. "Представления о добре и зле так сильно менялись от
народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили Одно другому",
- писал ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 94).
Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и нек-рое предельно общее
содержание: они всегда выражали в форме нравств. оценок и предписаний практич.
задачи социальных субъектов в современности или на отдалённое будущее -
задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых
результатов в предшествующем развитии культуры, а с другой - выражающие
неудовлетворёнпость сущим и цели дальнейшего история, прогресса. Идея добра,
писал В. И. Ленин, отражает требования человека к действительности: "...мир
не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 195). В коммунистич. нравственности
конфликт Д. и з. осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение
эксплуатации, социального неравенства и за всестороннее развитие личности
в бесклассовом обществе.


Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов
молодежи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41; Лафарг П., Экономический детерминизм
Карла Маркса, Соч., т. 3, М. -Л., 1931, с. 82 -101; Архангельский Л. М.,
Категории марксистской этики, М., 1963. О. Г. Дробницкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я