ДОГМАТИЗМ

ДОГМАТИЗМ метод мышления, при к-ром
определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся
без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты.
В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только
момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и
развития всех истин я конкретного подхода к применению их на практике.
Марксизм требует "...помешать превращению науки в догму в худом смысле
этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое..." (Ленин В. И.,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин "Д." введён др.-греч.
скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного
знания; они называли догматиками философов, делавших к.-л. утвердительные
выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона)
выступали с обвинениями в Д. перипатетиков (последователей Аристотеля),
выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всём познаваемом следует говорить
"мне так кажется", а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо.
И. Кант считал, что Д.- это всякое познание, совершённое без предварит,
исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. - это
метафизика, односторонне рассудочное мышление: "догматизм в более узком
смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения
и исключаются противоположные определения", тогда как диалектич. мышление
"...не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается
ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения,
которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными" (Соч.,
т. 1, М.- Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистич. диалектика с её
принципом "абстрактной истины нет, истина конкретна" - антипод метафизич.
рассудочности Д. Е. П. Ситковский.


Догматизм в рабочем дви-ж е н и и характеризуется
отрывом теории от жизни, конкретной ист. обстановки во всей её сложности,
многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций
или таких черт рабочего движения, к-рые составляют специфич. особенность
того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса
в различных странах.


Д. присущ как правому оппортунизму, так
и оппортунизму "левого толка", к-рый на практике смыкается с политич. авантюризмом.
Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматич.
пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мертвую
догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение
о том, что социалистич. революция может победить только одновременно во
всех наиболее развитых капиталистич. странах мира. В. И. Ленин, показав
резкое обострение неравномерности экономич. и политич. развития капитализма
в эпоху империализма, доказал, что социалистич. революция может победить
первоначально в неск. или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране.


Оппортунистич. взглядам меньшевиков также
был присущ Д. Цепляясь за отд. положения марксизма, к-рые не отвечали новым
условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма
в целом и прежде всего против его творч. развития, против ленинизма. Ссылаясь
на опыт бурж. революций 19 в. в странах Зап. Европы, ведущей силой в к-рых
выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в бурж.-демократич.
революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством
и др.


Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли "левые
коммунисты", к-рые, жонглируя фразами о революц. войне, выступали против
всяких компромиссов с мировой буржуазией. "Революционная фраза,-писал в
то время Ленин,- есть повторение революционных лозунгов без учета объективных
обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих
место" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 343).


Одним из порождений Д. является сектантство
(см. Сектантство в рабочем движении). В период революц. подъёма,
начавшегося под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России,
ошибки сектантско-догматич. характера проявились у нек-рых деятелей коммуни-стич.
партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и нек-рых
др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять
марксизм к специфич. условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное
и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся
революц. опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить
массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были
противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых
позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь
с реальной расстановкой классовых сил в стране.


Ленин в труде "Детская болезнь „левизны"
в коммунизме"
(1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920)
подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматич. ошибки,
имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе
против "левизны" в коммуни-стич. движении. Опасность сектантской тактики,
отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революц.
волны (с конца 1920-21). В этот период левацкими элементами была предпринята
попытка навязать компартиям "теорию наступления", к-рая носила явно авантюристич.
характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали
компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к
собиранию революц. сил, использованию всех путей подвода масс к революции.
В борьбе с"левооппортуни-стическими" взглядами Коминтерн выработал основы
правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистич.
движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифаш. борьбы,
проявились новые сектантско-догматич. ошибки.


Важной вехой в борьбе компартий против
догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил
ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий нар. фронт против фашизма
и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело
в годы 2-й мировой войны 1939-45 к выдающимся победам антифаш. сил. Наивысшим
достижением политики сплочения всех демократич. сил под рук. рабочего класса
явились нар.-демократич. революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы
и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма
в нек-рых странах было осложнено проявлениями Д., механич. копированием
имевшегося опыта. Догматич.-сектантские ошибки имели место и у нек-рых
коммунистич. партий капиталистич. стран, а также стран, освободившихся
или борющихся против колониального господства.


Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых
проявлений Д., но при этом они отличают догматич. ошибки нек-рых участников
революц. движения, вытекающие из их политич. неопытности и незрелости или
неумения определять тактич. линию с учётом изменений политич. обстановки,
от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые
ими отд. марксистско-ленинские положения в целях,ничего общего с марксизмом-ленинизмом
не имеющих. Огромный вред международному рабочему инац.-освободит. движению
наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской
компартии, прикрывающего свои великодержав-но-националистич. цели лжемарксистской
"левой" фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает
к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом,
националистическом духе.


Вся практич. деятельность КПСС, успехи
мирового коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения являются ярким
свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских "теорий" прошлых
и совр. догматиков. Необходимость борьбы с Д. и сектантством была особо
отмечена на Моск. совещаниях представителей коммунистических и рабочих
партий в- 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистич. и рабочих
партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут "...последовательно отстаивать
свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии
с конкретной обстановкой против право- и левооппортунисти-ческих искажений
теории и политики, против ревизионизма, догматизма и лево-сектантского
авантюризма" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.
Документы и материалы, М., 1969, с. 328-29).


Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131 - 44; его же, Детская болезнь "левизны"
в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78 - 79, 87 - 89; его же, О нашей
революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49,
с. 328-29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М.,1957;
Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932, М., 1933; О преодолении
культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М.,
1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М.,
1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы
и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971. П. В. Куцобин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я