ДОГМАТЫ
религиозные (от греч. dogma,
род. падеж dogmatos -мнение, учение, постановление), утверждённые высшими
церк. инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную
истину и не подлежащие критике. Система Д. существует в большинстве совр.
религий: христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Осн. Д.христианства
(о сотворения мира богом, о триединстве бога, о богочеловеке Христе, о
загробной жизни и воздаянии за грехи) были сформулированы первыми семью
Вселенскими соборами (4-8 вв.). В православии принятие Д. было завершено
в 787, в католицизме новые Д. (о чистилище и др.) продолжали приниматься
и в дальнейшем. Реформация 16 в. поставила под сомнение нек-рые
Д. католич. церкви. В лютеранстве Д. были приняты в 1530 (Аугсбургское
исповедание веры), в кальвинизме - в 1551, в англиканстве - в 1571 (т.
н. 39 членов исповедания). Д. иудаизма (напр., о вечности единого бога
Яхве, о святости Ветхого завета и Талмуда, о приходе мессии и др.) были
выработаны на базе священных книг иудаизма богословами 11-13 вв. Д. ислама
(напр., о единстве бога-аллаха, о пророках и ниспосланном через них божеств,
откровении, о пророческой миссии Мухаммеда) были сформулированы теологами
на базе Корана в 9-10 вв. Д. буддизма (напр., о перерождении и др.)
получили лит. оформление в хииая-не - к 1 в. до н. э., в махаяне
- в первых веках н. э. Складывание догматич. основ индуизма происходило
в раннее средневековье в процессе борьбы с буддистами и мусульманами и
не вылилось в чётко оформленную систему. Вырабатывая Д., церковь пыталась
не допустить критики основ своего вероучения и того социального строя,
к-рый она освящала. Отрицание Д. жестоко преследовалось. С развитием науч.
и атеистич. взглядов религ.-догматич. мышление разрушается. Во 2-й пол.
20 в., особенно после 2-го Ватиканского собора (1962-65), наблюдается
тенденция христианских церквей к преодолению догматич. противоречий между
ними с целью приостановить отход народа от религии. М.Я. Сюзюмов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я