ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО вид киноискусства,
материалом к-рого являются съёмки подлинных событий, в отличие от игрового
(художеств.) кино. Возникновение Д. к. непосредственно связано с зарождением
кинематографа. Первые фильмы бр. Люмьер ("Прибытие поезда на вокзал Ла
Сиота", "Выход рабочих с завода Люмьер", 1895, Франция) воспроизводили
сцены, снятые с натуры. В фильмах использовался эффект зрительной фиксации
действительности в её временном и пространственном движении. Кадры из жизни
разных стран, снятые в 1896 помощниками бр. Люмьер, положили начало превращению
хроники в средство массовой информации.


В рус. информац. хронике сохранился богатый
фактич. материал, объективная ценность к-рого была переосмыслена в сов.
время с революц., классовых позиций. После Великой Окт. социалистич. революции
кинохронику начали выпускать Моск. и Петрогр. кинокомитеты (созданы в 1918).
Операторы Г. В. Гибер, С. П. Забозлаев, П. В. Ермолов, Н. Ф. Козловский,
А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тис-сэ и др. под рук.
режиссёров Г. М. Болтянского, Д. Вертова, В. Р. Гардина, Л. В. Кулешова
снимали важнейшие факты общественно-политич. жизни страны: выступление
В. И. Ленина на 3-м и 4-м конгрессах Коминтерна, съезды Советов, боевые
операции Красной Армии на фронтах Гражд. войны, пуск первых электростанций
и т. д. Материал, отражающий героику первых лет революции, входил в выпуски
периодич. киножурналов "Кинонеделя" (1918-19), -"Кино-правда" (1922-25),
"Госкинокалендарь" (1923-25), в кинорепортажи об отд. событиях. Изображение
новой действительности в кинохронике оказало влияние на стилистику и содержание
выдающихся художеств, фильмов игрового кино 1920-х гг. ("Стачка", "Броненосец
„Потёмкин"", реж. С. М. Эйзенштейн; "Конец Санкт-Петербурга", реж. В. И.
Пудовкин, и др.). Значение правдивой оперативной информации, сочетающейся
с действенной пропагандой, подчёркивал В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским,
указывая, что осн. задача сов. Д. к. - "... широко-осведомительная хроника,
которая подбиралась бы соответственным образом, т. е. была бы образной
публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские
газеты" (цит. по сб.: "Самое важное из всех искусств", 1963, с. 125).


Придание информац. хронике агитационного,
публицистич. характера сыграло решающую роль в развитии сов. Д. к. как
иск-ва. Утверждение революц. идей выдвигало перед документалистами необходимость
не только воспроизведения фактов, но и их активного осмысления с помощью
различных способов съёмки, монтажа, текста, драматургии. Д. к. делало первые
шаги от информационности к образной интерпретации, нашедшей наиболее яркое
выражение в творчестве Д. Вертова. В своих поисках Вертов исходил
из принципа органич. сочетания длит, кинонаблюдений, съёмок "жизни врасплох",
позволяющих зафиксировать наиболее характерные факты действительности,
с анализом событий, с "коммунистической расшифровкой действительно существующего".
Вертов раскрывал идейный смысл фактов в обобщениях, вырастающих из документального
материала. Свои принципы Вертов осуществил в фильме "Ленинская киноправда"
(1925), в лучших эпизодах фильмов "Шагай, Совет!" (1926), "Шестая часть
мира" (1926), "Одиннадцатый" (1928), "Человек с киноаппаратом" (1929),
в к-рых эпич. масштаб повествования об изменениях, происшедших после революции,
сочетался с поэтич. отражением пройденного страной пути. Образная интерпретация
дореволюц. хроники с партийных позиций является основой фильмов реж. Э.
И. Шуб "Падение династии Романовых", "Великий путь" (оба в 1927), "Россия
Николая II и Лев Толстой" (1928), положивших начало т. н. монтажным фильмам.


В 20-30-х гг. сов. документалисты создают
кинолетопись достижений


Сов. Союза. Операторы студий хроники, выездных
киноредакций и кинопоездов (напр., под руководством реж. А. И. Медведкина)
снимают новостройки пятилеток, преобразования в колх. деревне, освоение
Арктики, важнейшие междунар. события. Постепенно увеличивался выпуск документальных
фильмов, происходило расширение тематич. и жанровых границ Д. к. Поэтич.
трактовка действительности отличает такие фильмы 20-30-х гг., как "Москва"
(реж. М. А. Кауфман, И. П. Копалин), "Турксиб" (реж. В. А. Турин), "Симфония
Донбасса" и "Три песни о Ленине" (реж. Д. Вертов), "Челюскин" (реж. Я.
М. Посельский), "Испания" (реж. Э. И. Шуб), "День нового мира" (реж. Р.
Л. Кармен, М. Я. Слуцкий).


В годы Великой Отечеств, войны 1941-45
хроникальный материал, к-рый снимали на фронтах св. 200 операторов, насыщенный
подробностями воен. подвига народа, давал документалистам возможность для
выражения публицистич. пафоса через образное осмысление документа - фильмы
"Разгром немецких войск под Москвой" (реж. Л. В. Варламов, И. П. Копалин),
"Ленинград в борьбе" (реж. Р. Л. Кармен, Е. Ю. Учитель, В. М. Соловцов),
"Сталинград" (реж. Л. В. Варламов), "Черноморцы" (реж. В. Н. Беляев) и
др. Сближению хроники с иск-вом, дальнейшему обогащению выразительных средств
Д. к. способствовала работа в Д. к. режиссёров художеств, кино; в фильмах
"Битва за нашу Советскую Украину" (реж. А. П. Довженко), "Освобождённая
Франция" (реж. С. И. Юткевич), "Берлин" (реж. Ю. Я. Райзман) тенденция
освоения документального материала средствами иск-ва раскрылась наиболее
полно. Эта тенденция получила отражение в фильме режиссёра-документалиста
Р. Л. Кармена "Суд народов" (1946).


В послевоен. годы деятели Д. к. обратились
к темам восстановления нар. х-ва ("Донбасс", реж. М. Л. Билинский; "День
победившей страны", реж. И. П. Копалин, И. Ф. Сеткина), революц. преобразований
в др. социалистич. странах ("Болгария", реж. Р. Г. Григорьев; "Польша",
реж. Л. В. Варламов), борьбы за мир ("Юность мира", реж. А. А. Ованесова;
"Мы за мир", реж. И. А. Пырьев, И. Ивенс). Но мн. картины этих лет строились
на принципах иллюстративной функции хроникального материала, парадно-описательном
подходе к изображению действительности.


Новый этап в развитии Д. к. в сер. 50-х
гг. связан с возросшим интересом к видам иск-ва, построенным на документальной
основе. Фильмы "Повесть о нефтяниках Каспия" (реж. Р. Л. Кармен), "Незабываемые
встречи" (реж. А. А. Ованесова), "Люди голубого огня" (реж. Р. Г. Григорьев)
отмечены первыми серьёзными попытками документалистов сделать человека
центром повествования, получившими дальнейшее развитие в 50-х гг. Использование
длит, кинонаблюдений в сочетании с разнообразными формами драматургич.
организации ма-гериала, вытекающими из его художеств. анализа, дало возможность
исследования индивидуальных характеров с социальных и нравственных позиций
-фильмы "Катюша" (реж. В. П. Лисакович), "Мир без игры" (реж. Л. В. Махнач),
"18 моих мальчишек" (реж. В. А. Гурьянов), "ПСП" (реж. А. С. Ви-дугирис),
"Вечное движение" (реж. М. М. Меркель), "Лучшие дни нашей жизни" (реж.
Б. Д. Галантер, В. П. Горохов), "Колодец" (реж. В. И. Иовице), "Время,
которое всегда с нами" (реж. С. Д. Аранович), "Всего три урока" (реж. П.
М. Мостовой), "Тринадцать ласточек" (реж. М. Каюмов, Н. Атауллаева) и др.
Стремление к художеств. интерпретации фактов способствовало появлению различных
по своему характеру документальных фильмов: лирического ("Рабочий", реж.
У. В. Браун; "Репортаж года", реж. А. В. Фрейманис; "Замки на песке", реж.
Я. М. Бронштейн, А. С. Видугирис), драматического ("Там, за горами, горизонт",
реж. Б. Д. Галантер, И. А. Герш-тейн), сатирического ("Дело о катушке",
реж. В. Е. Аксёнов), памфлета ("Разум против безумия", реж. А. И. Медвед-кин),
публицистич. репортажа ("Чехословакия, год испытаний", реж. А. А. Ко-лошин;
"Народа верные сыны", реж. Б. Р. Небылицкий), видового очерка ("За рампой
- Америка", реж. А. А. Ко-лошин; "Разноэтажная Америка", реж. Г. И. Асатиани)
и др. Достижения Д. к. 60-х гг. нашли концентрированное выражение в фильме
"Обыкновенный фашизм" (реж. М. И. Ромм), построенном на образном переосмыслении
зарубежной хроники. Использование фильмотеч-ных материалов характерно и
для фильмов "Последние письма" (реж. С. А. Кулиш, X. Стойчев), "Гренада,
Гренада, Гренада моя..." (реж. Р. Л. Кармен), "Если дорог тебе твой дом"
(реж. В. С. Ордынский), "Гимнастёрка и фрак" (реж. В. П. Лисакович).


Особое место в сов. Д. к. занимают произв.,
раскрывающие образ В. И. Ленина, его историч. роль как основателя Коммунистич.
партии и первого в мире рабоче-крест. гос-ва,- "Живой Ленин" (реж. М. И.
Ромм), "Поезд в Революцию" (реж. В. В. Микоша), "Ленин -документы, факты,
воспоминания" (реж. Л. М. Кристи) и др.


Сов. Д. к., выпускающее ок. 300 фильмов
и 1300 номеров периодич. киножурналов в год (1970), завоевало мировое признание.
Мн. документальные фильмы удостоены наград на междунар. кинофестивалях.
Правдивое, реалистич., глубоко партийное Д. к. в Сов. Союзе развивается
на основе революц. принципов сов. киноискусства, открытий Д. Вертова и
Э. И. Шуб, оказавших влияние и на творчество прогрессивных мастеров Д.
к. за рубежом.


Лит.: Самое важное из всех искусств.
Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Шуб Э., Крупным планом,
М., 1959; Абрамов Н. П., Дзига Вертов, М., 1962; Дробашенко С., Экран и
жизнь, М., [1962]; Документальное кино сегодня, М., 1963; Юткевич С., Размышления
о киноправде и кино лжи, "Искусство кино", 1964, №1; Вертов Д., Статьи,
дневники, замыслы, [М., 1966]; Медведев Б., Свидетель обвинения, [М., 1966];
Правда кино и "киноправда", М., 1967; Современный документальный фильм,
М., 1970. Л. М. Рошаль.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я