"ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА"
школа
экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906
членами Моск. кружка совместного воспитания и образования (во главе с К.
Н. Вентцелем), выступившими в период Революции 1905-07 за создание
"новых школ" на основе принципов, сформулированных представителями мелкобурж.
теории свободного воспитания.
"Д. с. р." представлял собой самоуправляющуюся
пед. общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей.
Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам.
Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным
делом
и сводилось к объяснению вопросов, возникавших
у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы "Д. с. р." показал, что
воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования,
и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители
"Д. с. р." ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных
учителей заменили штатными педагогами и т. п. Но все эти "новшества" противоречили
теории свободного воспитания, и в 1909 "Д. с. р." прекратил своё существование.
Лит.:
Вентцель
К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд.,М.,
1923; Кистяковская М. В., Горбунов а-П осадова Е. Е., Первый опыт трудовой
школы. "Дом свободного ребенка", М.- П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по
истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической
революции), М., 1955, с. 281 - 88. М. Ф. Шабаева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я