"ДОРОГА ЖИЗНИ"
единственная воен.-стратегич.
трансп. магистраль через Ладожское оз., связывавшая с сент. 1941 по март
1943 блокированный нем.-фаш. войсками Ленинград с тыловыми р-нами страны
во время Великой Отечеств, войны 1941-45. По "Д. ж." проходила эвакуация
населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления,
вооружение и боеприпасы (см. таблицу). В навигационные периоды перевозки
производились по водной трассе на кораблях Ладожской воен. флотилии и судах
Сев.-Зап. речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125
км)
и
Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава
- по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, в Ленинград было доставлено
300 тыс. чел. на пополнение войск. Все грузы с зап. берега Ладожского оз.
доставлялись в Ленинград по Ириновской ветке Октябрьской ж. д. По решению
ГКО от 25 апр. 1942 по дну Ладожского оз. в рекордно короткие сроки был
проложен трубопровод длиной 35 км (в т. ч. 26 км под водой)
для подачи нефтепродуктов, к-рый вступил в строй 18 июня 1942. "Д. ж."
подвергалась обстрелам тяжёлой артиллерии и ударам вражеской авиации. Ладожская
воен. флотилия, войска ПВО и авиация Ленингр. фронта и Краснознамённого
Балт. флота надёжно защищали "Д. ж." и обеспечили её бесперебойное действие,
что сыграло исключительно важную роль в обороне Ленинграда. Память о массовом
героизме сов. людей, действовавших в крайне тяжёлых условиях на "Д. ж.",
увековечена в ряде памятников, установленных на берегу Ладожского оз. и
вдоль шоссе на Ленинград. Карту см. в ст. Ленинград.
Лит.: Павлов Д. В., Ленинград в
блокаде, М., 1967; Ладога родная. Воспоминания, Л., 1969; Кондратьев 3.
И., Дороги войны, М., 1968; Сапаров А., Дорога жизни. Документальная повесть,
Л., 1959. Г. Б. Карамзин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я