ДОРОЖНО - СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
комплекс
строит, работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды,
а также искусств, сооружений и дорожно-эксплуатац. построек. В более узком
аспекте Д.-с. р. ограничиваются строительством самой автомобильной дороги,
т.
е. возведением земляного полотна и дорожных одежд, а в насел, пунктах
устройством скоростных дорог, изолированных от пешеходов, созданием развязок
в разных уровнях, тротуаров и площадей, строительством подземных тоннелей
и наземных эстакад.
В качестве дорожно-строит. материалов применяют
грунты, напр, глины, суглинки, супеси, пески (для земляного полотна); щебень,
песок, гравий, битум, портландцемент, асфальтобетон, цементобе-тон (для
покрытий); различные поверхностно-активные добавки, улучшающие свойства
материалов покрытий, а также готовые изделия в виде блоков, труб, бортовых
камней и т. п. Строительство дороги начинается с подготовительных работ:
очистки местности от леса, кустарника, камней и др. При земляных работах
на строительстве насыпей выс. до 1 м осн. дорожными машинами
являются
автогрейдеры или бульдозеры, перемещающие и разравнивающие грунт, и катки,
уплотняющие земляное полотно. На строительстве насыпей выс. до 2 л и более
осн. машины-скрепер, автогрейдер и каток. Для перемещения грунта используются
экскаваторы, автомобили, трансп. тележки.
При строительстве дорожной одежды количество
последовательных участков (т. н. захваток) и необходимых дорожных машин
зависит от характера основания и типа покрытия. Напр., технологический
процесс при постройке асфальтобетонного покрытия может включать возведение
нижнего слоя основания из песка, верхнего из щебня, обработанного цементом,
двух слоев из битумо-минеральных смесей и покрытия из асфальтового бетона.
Последовательность выполнения работ следующая: транспортировка песка, его
разравнивание и уплотнение; доставка щебня, цемента и воды; перемешивание;
транспортировка готовой битумо-минеральной и асфальтобетонной смеси; разравнивание
и уплотнение. Для различных дорожных одежд технологич. процесс изменяется,
но осн. операции - транспортировка материалов, укладка, разравнивание,
уплотнение - остаются.
Наиболее прогрессивным методом Д.-с. р.
является поточный, при к-ром все работы на отд. участках одинаковой длины
ведутся специализированными подразделениями, движущимися вдоль дороги одно
за другим в определ. технологич. последовательности. Длина участков, как
правило, составляет 200-600 м. Лит.: Строительство автомобильных
дорог, под ред. Н. Н. Иванова, ч. 1-2, М., 1969-70; Шестоперов С. В., Дорожно-строитель-ные
материалы, М., 1969. Н. Н. Иванов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я