ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
происшествия,
возникшие в процессе движения автотракторных транспортных средств и других
самоходных машин, повлёкшие за собой гибель или ранения людей, повреждение
трансп. средств, дорожных сооружений, грузов и др. Д.-т. п. и их последствия
иногда характеризуют понятием аварийность. Для анализа причин и факторов,
способствующих возникновению Д.-т. п., в целях планирования мероприятий
по их предупреждению и устранению во всех странах мира ведётся учёт Д.-т.
п. В 1969 во всём мире от Д.-т. п. погибло более 200 тыс. и получило ранения
св. 4 млн. человек. Соотношения по видам Д.-т. п. (данные по СССР за 1970)
в официальной статистике следующие: столкновение трансп. средств-25,1%;
опрокидывание трансп. средств - 19,9% ; наезды на пешеходов - 36,8% ; наезды
на неподвижные препятствия - 5,3% ; наезды на гужевой транспорт - 0,8%;
на животных-0,3% ; наезды на велосипедистов -3,6% ; наезды на стоящие трансп.
средства-3% ; падения пассажиров - 2,5% ; прочие происшествия - 2,7%.
Профилактика Д.-т. п. направлена на ослабление
влияния или полную ликвидацию факторов, приводящих к Д.-т. п. Факторы,
от к-рых зависит безопасность дорожного движения, связаны с автомобилем,
дорогой и человеком. Требования безопасности применительно к автомобилю
включают как улучшение его технич. состояния в процессе эксплуатации, так
и совершенствование конструкции самого автомобиля (см. Безопасный автомобиль).
Предупреждение
Д.-т. п. во многом связано с развитием и совершенствованием улично-дорожной
сети. Предупреждению Д.-т. п. и повышению пропускной способности улично-дорожной
сети способствует применение совр. средств регулирования движения: теле-автоматич.
систем с использованием ЭВМ, многопрограммных контролёров и т. п. В разработке
профилактич. мероприятий по сокращению числа Д.-т. п. человек как участник
движения занимает центр. место. Снижение уровня аварийности и травматизма
может быть достигнуто повышением мастерства водителей и улучшением дисциплины
пешеходов и водителей транспорта.
За нарушение "Правил дорожного движения
Союза ССР" (1965) в зависимости от характера нарушения и тяжести вредных
последствий установлена гражд., административная, уголовная ответственность
либо применяются меры обществ. воздействия. К ответственности привлекаются
водители и владельцы трансп. средств - источников повышенной опасности;
должностные лица, виновные в выпуске на линию технически неисправных трансп.
средств, в неисправном содержании дорог и сооружений на них и т. п.; пассажиры
трансп. средств и пешеходы, если они своим поведением на улично-дорожной
магистрали создали аварийную обстановку.
Лит.: Булатов А. И., Крулев Г. И.,
Предупреждение дорожно-тран-спортных происшествий, М., 1961; Бабков В.
Ф., Дорожные условия и безопасность движения, М., 1964; Маландин И. Г.,
Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте
в СССР, Саратов, 1968.
И. Г. Маландин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я