ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП
достаточного
основания закон (лат. principium sive lex rationis sufficientis), принцип
логики,
согласно
к-рому всякое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия,
аксиомы
и
определения, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что
должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения.
В составе достаточного основания могут быть аксиомы (постулаты, принципы),
определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные
суждения, уже обоснованные посредством
доказательств.
При этом учитывается,
что в практике научного и повседневного мышления нек-рые из суждений, входящих
в достаточное основание, напр. аксиомы, законы науки, общеизвестные положения
и т. п., могут не формулироваться явно; равным образом , не выявленным
до конца может быть и ход рассуждения, ведущий от основания к обосновываемому
суждению. Это не нарушает Д. о. п., если и форма рассуждения, и суждения,
входящие в основание (в т. ч. и недостающие, но к-рые могут, при необходимости,
быть выявлены), действительно обосновывают данное суждение.
Д. о. п. лежал фактически в основе всех
логич. теорий древности, средневековья и нового времени, хотя явно как
особый принцип был сформулирован Г. В. Лейбницем, к-рый придавал
ему не только логич. (относящийся к мышлению), но и онтологич. (относящийся
к бытию) смысл: "...ни одно явление не может оказаться истинным или действительным,
ни одно утверждение справедливым,- без достаточного основания, почему именно
дело обстоит так, а не иначе" (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347). В
последующем развитии логики Д. о. п. стал пониматься как чисто логич. принцип.
В связи с развитием математич. логики выяснилось, что он носит исключительно
содержательный характер - его нельзя представить в виде формулы к.-л. логического
исчисления.
Д. о. п. в каждом отд. рассуждении реализуется
обычно с той или иной степенью приближения, в связи с чем возникают глубокие
вопросы, в частности о средствах получения достоверных заключений в науках,
основанных на наблюдениях и экспериментах и широко пользующихся вероятностными
и индуктивными выводами. Проблема обоснования суждений во всей её полноте
входит в теорию познания, к-рая и даёт ответ на вопросы о связи логич.
обоснования суждений с практикой, с историей науки и техники, с историч.
развитием средств вывода, применяемых в научных рассуждениях. Теоретико-познават.
контекст подчёркивает значение Д. о. п. как требования обосновывать истинность
суждений (к-рое в зависимости от области и задач исследования может пониматься
с разной степенью полноты и строгости), не допускать произвола в науч.
выводах, не принимать "на веру" суждения, не имеющие в составе наличного
знания достаточного основания. Б.В.Бирюков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я