ДОСТОЕВСКИЙ

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821,
Москва,- 28.1(9.2). 1881, Петербург], русский писатель. Род. в семье лекаря
Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петерб. военно-инж. уч-ще,
был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год
вышел в отставку. Первый роман Д. "Бедные люди" (1846) выдвинул его в ряд
признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В.
Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии "маленького
человека". В след. повести "Двойник" (1846) Белинский отметил "огромную
силу творчества" Д., глубину концепции, но критически отозвался о "фантастическом
колорите" этого произведениями. Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 40, 41).
Позднее появились "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849). В них
явственнее обнаружились те черты реализма Д., к-рые выделяли его из среды
писателей натуральной школы,- углублённый психологизм, исключительность
характеров и ситуаций.


"Бедные люди". Макар Девушкин. Акварель
П. М. Боклевского. 80-е гг. 19 в.


Мировоззрение Д. формировалось под влиянием
демократич. и социалистич. идей Белинского, теорий франц. социалистов-утопистов,
особенно Ш. Фурье. С 1847 Д. посещал общество М. В. Петрашевского; с
1848 стал активным участником революц. кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова.
На собраниях петрашевцев Д. дважды читал запретное письмо Белинского к
Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, Д. в 1849 был приговорён к смертной
казни, к-рую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим
определением в рядовые. На каторге у Д. усилились эпилептич. припадки,
к к-рым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд
в Петербург; опубл. повести "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и
его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорблённые" (1861). Крупнейшим
произв., написанным вскоре после каторги и о каторге, явились "Записки
из Мёртвого дома" (1861-62). Изображение страданий людей из народа прозвучало
сильным обвинением кре-постнич. строю. И. С. Тургенев сравнивал "Записки..."
с Дантовым "Адом", а А. И. Герцен - со "Страшным судом" Микеланджело. В
атмосфере обществ, подъёма 1859-61 и последующего разгрома революц. движения
Д. активно участвовал в обществ, жизни России. В эти годы он сблизился
с лит. критиком А. А. Григорьевым, философом Н. Н. Страховым. В журн. -"Время"
и
"Эпоха",
к-рые
Д. издавал вместе с братом М. М. Достоевским, писатель пропагандировал
теорию т. н. почвенничества. Резко критикуя порядки крепостнич.
России, разложение дворянства, рост новых капиталистич. форм эксплуатации,
он вместе с тем полагал, что особый путь историч. развития России поможет
ей избежать революц. потрясений, приведших в Зап. Европе к торжеству бесчеловечных
законов капитализма.


" Преступление и наказание". Раскольников.
Рис. А. Н. Корсаковой. 1961.


Д. возлагал надежды на сближение интеллигенции,
оторвавшейся от "почвы", с народом, на нравств. совершенствование. В свете
этого своего идеала он гневно обличал зап.-европ. бурж. цивилизацию ("Зимние
заметки о летних впечатлениях", 1863) и духовное "подполье" индивидуалиста
("Записки из подполья", 1864). Д. полемизировал с идеологами революц. демократии
(журн. -"Современник") и особенно с радикалами-позитивистами (журн.
"Русское
слово") -
о путях обществ, преобразований, проблемах этики, отношении
к народу, о сущности иск-ва.


В 60-70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся
романы: "Преступление и наказание"(1866),"Идиот" (1868),"Бесы" (1871-72),
"Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80), в к-рых отражены его
важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В 1873-74 он редактировал
журн. "Гражданин" (изд. совм. с кн. В. П. Мещерским), где начал печатать
"Дневник писателя", к-рый отд. выпусками продолжал издавать ежемесячно
в 1876-77, один выпуск в 1880, один - в 1881.


"Идиот". Илл. Ф. Эйхенберга. Нью-Йорк,
1956.


Наряду с размышлениями на злободневные
темы обществ, жизни, лит.-критич. откликами и воспоминаниями в них помещено
неск. художеств, произв.: "Мальчик у Христа на ёлке", "Кроткая", "Сон смешного
человека" и др. В "Дневнике писателя" опубл. и речь об А. С. Пушкине, в
к-рой Д., изложив своё понимание нац. значения поэта, раскрыл свои нрав-ственно-филос.
идеалы.


В творчестве Д. отразились противоречия
действительности и обществ, мысли в эпоху острой ломки социальных отношений
в России и в Зап. Европе. Новый бурж. строй приводил к кризису обществ,
идеалов, шаткости нравств. жизни. Д. писал о себе: "...Я - дитя века, дитя
неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких
страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем
сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных" (Письма, т. 1,
1928, с. 142). Основа реалистич. творчества Д.- мир человеческих страданий,
трагедия ущемлённой и униженной личности. Гениально владея иск-вом психологич.
анализа, Д. показал, как подавление достоинства человека разрушает его
душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего
ничтожества, с другой - зреет потребность протеста. Д. прозорливо увидел
рост буржуазного индивидуализма, идеологии "наполеонизма". Так возникает
галерея персонажей от "подпольного человека" в "Записках из подполья" до
Ивана Карамазова в "Братьях Карамазовых". Отстаивая свободу личности, Д.
вместе с тем считал, что неогранич. своеволие влечёт за собой антигуманистич.
действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление
закона индивидуалистич. самоутверждения. Перенося принципы художеств, исследования
личности на область обществ, отношений, Д. видел в революц. движении своей
эпохи лишь анархо-индивидуали-стич. бунтарство (роман "Бесы"). Он опасался,
что в революц. практике может восторжествовать безнравственная идея: цель
оправдывает средства. Материалом для его художеств. обобщений в области
политики служили деятельность таких современников, как М. А. Бакунин
и
С. Г. Нечаев, у к-рых идеи социализма представали в извращённом
мелкобуржуазном виде, а также опыт бурж. революций, в к-рых беспощадно
подавлялись требования трудового народа. Мечта сохранить веру в человека,
обрести идеал, основанный на победе доброго начала, влекла Д. к образу
Христа, в к-ром, по мысли писателя, воплощены высшие нравств. критерии.
Однако историч. опыт неумолимо опровергал эту веру, свидетельствуя, что
христианство не способно создать рай на земле. Иван Карамазов, повторяя
тезис Вольтера, восклицает: "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира,
им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять"
(Собр. соч., т. 9, 1958, с. 295). В "Легенде о великом инквизиторе", являющейся
филос. кульминацией "Братьев Карамазовых", Д. выступает против теории "счастливого"
общества, в к-ром уничтожается свобода человека, его духовные интересы.
Героям, владеющим силой аналитического все-разрушающего разума, Д. противопоставляет
таких людей, к-рые обладают добротой сердца, наделены тонкой душевной интуицией.
Таковы Соня Мармеладова ("Преступление и наказание"), Лев Мышкин ("Идиот"),
Алёша Карамазов ("Братья Карамазовы"), готовые пострадать за всё человечество.
О романе "Идиот" Д. писал: "Главная мысль романа -изобразить положительно
прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь"
(Письма, т. 2, 1930, с. 71). Однако трагедия Мышкина - в несоответствии
идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и
смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с к-рым он ассоциируется в романе.
Полагая, что невозможно построение общества на основах пауки и разума,
Д. вместе с тем признавал "реальность и истинность требований коммунизма
и социализма..." ("Литературное наследство", т. 83, 1971, с. 446). Исследуя
"глубины души", он считал недостаточными социальные средства борьбы со
злом и искал нравств. опору для человечества в идее бога. В "Дневнике писателя"
(1877) Д. утверждал: "...зло таится в человечестве глубже, чем предполагают
лекаря-социалисты, ...ни в каком устройстве общества не избегнете зла..."
(Поли, собр. художественных произведений, т. 12, 1929, с. 210). В то же
время он писал: "...люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности
жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием
людей" (там же, с. 122). Т. о., и в решении проблемы добра и зла писатель
был глубоко противоречив.


Д. создал особые формы реалистич. творчества,
к-рые охарактеризовал след, образом: "У меня свой особенный взгляд на действительность
(в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным,
то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность
явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив"
(Письма, т. 2, с. 169). Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную
глубину мыслителя и страстность публициста. Д.- создатель идеологич. романа,
в к-ром развитие сюжета определяется гл. обр. борьбой идей, столкновением
мировоззрений, воплощённых в характерах персонажей-идеологов. В рамках
детективного сюжета он ставил со-циально-филос. проблемы. Динамичность
композиции, драматич. напряжённость в развитии конфликтов, экспрессивность
и сгущённость слога служили целям воплощения сложных нравственно-психоло-ги-ч.
и социально-филос. проблем.


Памятник Ф. М. Достоевскому в Москве. Скульптор
С. Д. Меркуров. 1911-13.


Ф. М. Достоевский.


Романы Д. полифоничны. "Множественность
самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных
голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского",-
пишет М. М. Бахтин, первым исследовавший полифонизм творчества Д. ("Проблемы
поэтики Достоевского", 1963, с. 7). Но при этом авторское отношение к миру
раскрывается в произведениях Д. с большой силой и полнотой. Полифоничность
художественного мышления Д. была отражением того "многоголосия" самой социальной
действительности, к-рое он гениально обнаружил в сер. 19 в. и к-рое достигло
крайнего напряжения в 20 в. Этим и объясняется мощное воздействие Д. не
только на художественную культуру, но и на филос. и эстетич. мысль 20 в.
Противоречивость творчества Д. определила прямо противоположные интерпретации
его деятельности как художника и мыслителя. Одна группа бурж. философов
считала Д. христианским вероучителем (В. В. Розанов, Д. С. Мережковский,
Н. А. Бердяев). Другие стремились превратить его в предшественника ницшеанских
идей анар-хо-бурж. индивидуализма. Большое внимание уделяют творчеству
писателя представители экзистенциализма, стремясь изобразить Д., наряду
с С. Кьеркегором и ф. Ницше, своим идейным предшественником. В марксистской
критике признание гениальности Д. как художника сопровождалось борьбой
против его реакц. идей. В статьях А. В. Луначарского с марксистских позиций
охарактеризованы противоречия мировоззрения Д.


Гуманистический антибуржуазный характер
реализма Д., в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального
романа оказали огромное влияние на рус. и мировую литературу.


Соч.: Поли. собр. художественных произведений,
под ред. Б. В. Томашевского и К. Халабаева, т. 1-13, Л., 1926-30; Собр.
соч., под общей ред. Л. П. Гроссмана и др., т. 1 - 10, М., 1956 - 58; Письма.
1832 - 1881, под ред. и с прим. А. С. Долинина, т. 1 - 4, М.- Л., 1928-59.


Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч.,
т. 1, М., 1963, с. 157-99; его же, Вступительное слово на вечере, посвященном
Ф. М. Достоевскому, 29 ноября 1929 г., в кн.: Литературное наследство,
т. 82, М., 1970; Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статен (ст.
В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского,
М. Горького и др.), М., 1956; Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского,
[2 изд.], М., 1922; Гроссман Л. П., Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.-Л.,
1935; его ж е, Достоевский, 2 изд., М.,1965; Шкловский В., За и против.
Заметки о Достоевском, М., 1957; Творчество Ф. М. Достоевского, М., 1959;
Долинин А. С., Последние романы Достоевского, М.- Л., 1963; Фридлендер
Г. М., Реализм Достоевского, М.- Л., 1964; Кирпотин В. Я., Ф. М. Достоевский.
Творческий путь (1821 -


1859), М., 1960; его же, Достоевский в
шестидесятые годы, М., 1966; его же, Разочарование и крушение Родиона Раскольни-кова,
М., 1970; Чирков Н. М., О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы,
М., 1967; Кудрявцев Ю. Г., Бунт или религия. (О мировоззрении Ф. М. Достоевского),
[М.], 1969; Бельчиков Н. Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М., 1971;
Достоевский и его время. [Под ред. В. Г. Базанова и Г. М. Фридлендера],
Л., 1971; Сучков Б., Великий русский писатель, "Литературная газета", 1971,
17 ноября; Храпченко М., Достоевский и его литературное наследие, "Коммунист",
1971, N° 16; Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. 1-2, М.,
1964; Достоевская А. Г., Воспоминания, М., 1971; Описание рукописей ф.
М. Достоевского, под редакцией В. С. Нечаевой, М., 1957; Ф. М. Достоевский.
Библиография произведений ф. М. Достоевского и литературы о нем. 1917 -
1965, М., 1968; Меieг-G r a f e J., Dostojewski als Dichter, В., 1925;
Kaufmann W., Existentialism from Dostbjovsky to Sartre, Cleveland -N. Y.,
[1968]. А.А.Белкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я